… чему и как учат в школе.

skola1Тема, которую я хотел бы не затрагивать, но вынужден это сделать. Она очень тонкая, больная и, безусловно, очень субъективная. Но для многих моих сверстников сейчас или уже в скором будущем это станет таким же злободневным, как и для меня сейчас. Я имею счастье быть обладателем восьмилетней дочери, которая в этом году пошла уже во второй класс обычной общеобразовательной школы. Как и многие родители её сверстников, я обязан и вынужден принимать участие в процессе её учебы. И вот тут есть несколько тонких моментов, над которыми я бы хотел с Вами поразмыслить.

Давайте вспомним себя во втором классе. Какие у нас были уроки? Кто и чем помогал нам дома с учебой? Каково было нам учиться тогда?  Кстати, я часто замечаю, что люди, даже очень известные, когда вспоминают о школе, с какой-то даже бравадой говорят: «Я никогда не был отличником!» Хотят быть ближе к народу? Вроде как если бы был отличником, то автоматическиskola4 становишься пресловутым «ботаном»? А ведь именно это отражает наше нынешнее положение дел в образовании. Отличником быть не модно, не круто. Круто быть яркой посредственностью. Вы вспомните, что в наше время быть отличником в классе было почётно! Отличники всегда имели более привилегированное положение. И мы старались тянуться к ним, быть в их числе. Двоечники тоже были, но их если было на класс два человека, то это уже было пятном на весь класс. И отличники помогали двоечникам в учебе. Да и те, наши двоечники, по сравнению с нынешними, можно сказать были просто молодцы. Сейчас же если в классе есть хоть один-два отличника, то это уже достижение. Но они, как это было в наше время, не имеют той же моральной и, если хотите, идеологической поддержки. В итоге отстающее большинство в классе делает их фактически изгоями, нарекая таких «ботанами». Остается выбирать – быть skola10ботаном-изгоем, либо опуститься до уровня большинства и быть «как все». А дальше, как снежный ком, растут проблемы. Те оценки, которые сейчас ставят преподаватели, как и наши деньги, обесцениваются. То, за что раньше бы и тройку с минусом с трудом поставили, сейчас считается хорошим ответом. Когда бы это нам в школе позволялось на контрольных использовать свои рабочие тетради и учебники? А сейчас и с их помощью больше половины класса не может её выполнить! Думаете я утрирую? К сожалению нет. Это наша сегодняшняя реальность. Думаете, что хуже быть не может? Но тенденция к ухудшению положения реально прослеживается. Если кто помнит, то в этом году были снижены пороги минимальных баллов по некоторым предметам на экзаменах ЕГЭ. Пусть нам и пытаются это объяснить какими-то вескими причинами, но по мне, так это именно следствие того, что происходит в нашем образовании.

skola11Я вспоминаю, с каким трудом мне давались прописи, как я учился читать и считать, как проходили наши уроки в школе и чем мы занимались на переменах. В двоечниках я не был, но не был и отличником. Не горжусь, но моя первая оценка в прописи была «тройка». При этом школу я закончил без них. И дальше учился в техникуме и в университете с удовольствием и очень даже успешно. Техникум закончил с красным дипломом, а университет с единственной тройкой, которая мне дороже всех моих пятерок. Но это тема отдельного рассказа. Так что мне собственного опыта учебы вполне достаточно. К моему опыту я могу добавить еще и огромный опыт и, без преувеличения, экспертное мнение своей мамы, которая отлично окончила наш Ростовский госуниверситет и, будучи кандидатом в доктора наук, отдала преподаванию в разных школах, лицеях и гимназиях без малого четверть века. Я уже не говорю о своих skola3друзьях, дети которых немногим раньше моей дочери пошли в школу. Все мы сходимся в одном мнении – в современной школе нагрузки мало того что выросли, так еще и качественно, часто не всегда в лучшую сторону, изменились.  Я хочу отдельно отметить, что я не затрагиваю квалификацию и уровень самих преподавателей. Во-первых, эти оценки мы можем делать исключительно субъективно, что не есть истина для всех, а во-вторых, мне и моей дочке наверно просто повезло с её учителем. Я знаю её еще со своих школьных лет, а сейчас уже сам став образованным человеком, я абсолютно уверен в её высоких профессиональных качествах. Поэтому говорить я буду только о самой учебной программе, принимая как данность высокую квалификацию учителя и современный уровень дошкольного образования у детей, который приблизительно равен и тому, с которым и мы пришли в школу. А то и выше.

skola7Первое, о чем хотелось бы сказать – учебная программа средней школы жёстко обязывает принимать участие в учебном процессе взрослого человека из окружения ребенка. То есть если в моё время основной образовательный процесс проходил в классе, то теперь он разделен практически на равные части с домом. Это настолько же хорошо, насколько и плохо. Да, нам и раньше помогали родители и бабушки с дедушками. НО! Тогда был Советский Союз. У наших взрослых хватало времени на то, чтобы проверить домашнюю работу и помочь там, где это было нужно. Но это была именно помощь, а не участие. Сейчас другое время. Мы все озабочены тем, где бы побольше заработать денег. А это, безусловно, у большинства из нас ведет к дефициту времени.  Но в учебной программе есть задания, которые ребенок самостоятельно просто не в состоянии выполнить. Как пример хочу привести задание по предмету, skola6который пришел на замену нашему «Природоведению». Называется он сейчас «Окружающий мир». Так вот в этом задании ученик второго класса восьми лет от роду должен сделать презентацию о своем городе или селе, где он живет. Для этой презентации он должен найти фотографии своего села или города, а так же привести краткие исторические и справочные данные. Кроме этого он должен составить план этой презентации, дать собственную характеристику своей работе и выразить благодарность тем, кто ему в этом помог. Как Вам такое задание? Ради хохмы, представьте, что Вашему ребенку завтра нужно сдать это задание. Вы приходите вечером после работы, и к Вам вот с таким заданием приходит чадо. Понятно, что тут нужен Интернет. (А если его сейчас нет? Или нет вообще, если Вы в селе). Понятно, что тут нужно именно Вам сесть за компьютер и начать поиск необходимой информации, потому как вряд ли Вы историкskola2, специализирующийся на прошлом Вашего села. А еще нужны навыки работы в текстовом редакторе, чтобы собрать воедино всю информацию в приемлемом виде. А еще нужно из разных фотографий вашего села, найденных в Интернете, сделать приемлемый по размерам коллаж. Умеете работать в графических редакторах? Нет? А надо. А еще нужен принтер, чтобы это все напечатать и вклеить в тетрадь. Иначе придется Вашему чаду все это переписывать от руки. Но даже если и не надо, то план, характеристику и благодарность Ваш ученик все равно обязан написать сам. А как «быстро» и «чисто» пишут второклассники, я думаю, Вы представляете. Лично я, не ограниченный ничем в своих навыках и способностях, сделал это задание с дочкой без отрыва на что-то другое в течение часа. А еще у ребенка в этот же день нужно было сделать еще четыре урока, где тоже требовалось если не мое прямое участие, то помощь точно. А Вам завтра на работу, да и свои, «взрослые» дела еще бы нужно поделать. Вот и получается, что забирая свою ученицу из школы, я слушаю воззвания к родителям от нашей учительницы, мол «Вы должны заниматься со своими детьми!» Но даже при всем нашем желании это порой не получается чисто физически! Хорошо, когда есть кому это делать. А если нет? То что, двойка за невыполненную домашку?

skola9Я вроде понимаю, зачем такие задания даются. Мол, сплочение команды «родители-дети». А может быть тут и еще более глубокая цель – поддержать или даже повысить образовательный уровень самих родителей?  И то, и даже другое, действительно благородные цели. Но вот средства их достижения почему-то не совсем учитывают реальность, в которой живет большинство. Да, если жить только ради самой учебы своего ребенка, то этот метод имеет право на жизнь. Но ведь мы в большинстве своем живем не только ради этого. Большинство прилагает максимум усилий для того, чтобы обеспечить саму возможность учебы своего чада. Мы зарабатываем, кормим, одеваем, обеспечиваем отдых и если нужно помогаем и в учебе. Но зачем же и саму учебу перекладывать на нас – родителей? Чему научились, тому уже и быть. Учеба нужна вskola13 школе, в классе, чтобы ребенок мог дома только повторить и закрепить. Включите в программу для детей экскурсию по своему городу или селу! И детям будет интересней, и узнают больше. Они сами потом будут рассказывать о том, кто и когда основал Ваше село. А у родителей будет на час больше времени, чтобы побыть со своим ребенком в команде «родители-дети», но без уроков.

Второе. Несбалансированность программы. Вот один из примеров, который это очень ярко отражает. У моей дочки во втором классе начался английский язык. Вроде бы это хорошо, если б не было так плохо. Я начал изучать английский язык в школе аж в четвертом классе. И первое, что мы начали изучать, это был, естественно, аskola12лфавит. Потом уже мы учили, как строить предложения, пополняли словарный запас, учились писать на английском языке. Первые же задания, которые должна была выполнить моя кроха дома, это (внимание!) написание в специальных прописях английских букв. Причем задания получаются очень большими! Такое впечатление, что по программе дети должны за второй и третий класс знать язык в совершенстве! Да они же еще толком по-русски писать не могут! Зачем им нужен сейчас письменный английский! Научатся писать по-русски, смогут и по-английски. Не говоря уже о том, что в нашем двадцать первом веке они вообще вряд ли где будут от руки писать на нём! Если уж начинать давать иностранный язык, то с устного алфавита, запоминания слов на словарный запас, чтобы потом рассказывать наизусть стишки и петь песенки на этом языке! Может быть я излишне эмоционален, но я не могу смотреть на то, как по-идиотски, простите за грубость, разработана программа. Чем руководствовался этот «мегамозг», её придумавший? А главное, что я не могу ничего поделать с этим.

skola5И в заключение хотелось бы еще заострить внимание на одной очень важной вещи. Это не относится напрямую к учебной программе и школьному образованию как таковому. Это относится к самой школе, как к среде, в которой наши дети вынуждены проводить значительное количество времени. Ведь как любая среда, она очень сильно влияет на развитие и становление личности любого человека. Если Вы не враг своему ребенку, то вряд ли вы допустите в его окружение тех, кого вы считаете вредным для него. Дома это еще может получиться. Но в школе мы уже ничего не можем поделать с этим. Здесь ваш отпрыск вынужден сталкиваться с детьми из различных семей, с разным моральным и воспитательным уровнем. И вот тут важно дать понять вашему чаду о том, кто и что есть достойный пример для подражания, а кто является примером того, каким быть не нужно. Причем действовать здесь нужно тонко. Необходимо учить находить общий язык со всеми в его классе. При этом ориентировать на тех, кто тянется вверх, но не отказывать в помощи другим. В наше время это особенно трудно. Ведь хороших примеров для подражания, к сожалению, не много, а вот skola8всякой гадости, в связи с легкой доступностью интернета и нашего телевидения, более чем достаточно. Даже в наше время, где не было интернета и на телевизоре было всего лишь два-три канала, мы с легкостью можем припомнить, чего мы узнали этакого, чего нам знать не следовало бы. Так и наших детей мы не сможем оградить от такого знания, но вот подготовить и задать правильный ориентир, это вполне в наших силах. Объяснить маленькому человечку, что такое хорошо, и что такое плохо, и почему это плохо, может любой родитель, любящий свое чадо. А там, глядишь, и не будет в классе «ботанов», а будут отличники, помогающие тем, кто их просит помочь.

2,039 просмотров всего, 2 просмотров сегодня



5 комментариев

  1. Ольга пишет:

    у автора сложилось впечатление об учебном процессе непосредственно на примере опыта личного и его дочери второклассницы, согласитесь, что это очень немного. Как я понимаю, в вашем окружении , у ваших друзей и знакомых дети учатся в начальном и среднем звене. Чтобы руководствоваться более точным аспектом , вам нужно было бы вникнуть в учебный процесс ученика старшего звена, а лучше выпускника прошлого и этого года, тогда стало бы ясно многое, почему, к примеру , был снижен порог минимальных баллов по ЕГЭ, или что вам ждать от школы в будущем. В целом статья неплохая, но очень поверхностная.

    • Лично Я пишет:

      День через день от своих друзей и знакомых преподавателей я слышу о том, о чем я писал статью. Как Вы понимаете, эти люди вполне вникают в учебный процесс учащихся всех звеньев. То, о чем я пишу в этой статье, лишь то немногое, из того, что я действительно прочувствовал на опыте учебы своей второклассницы. Со временем прочувствую и остальное, о чем тоже буду здесь писать.

    • Настасья пишет:

      А зачем автору разбираться в «прошлогодних» итогах выпускников, если он папа 8-летней дочки? Я тоже являюсь счастливой обладательницей дочки (6 лет),и в подготовительной группе обычного дет.сада они уже читают по слогам, разбирают звуки, умеют писать и считать цифры от 1 до 15 в прямом и обратном порядке, определяют форму, изменяют свойства и цвета предметов, причем это азы их садовской программы…Спрашивается — а чему их будут учить в первом классе? Зачем так загружать ребенка сейчас? Я шла в первый класс палочки складывать и кружочки в тетрадке рисовать, даже толком буквы не знала, а сейчас что? Ребенок к школе готовится как на первый курс в институт… :)Конечно же, сколько людей столько и мнений, но лично мое мнение — все сделали слишком сложно! Море информации, десятки различных методик, объемные задания, тестирования(которые, на мой взгляд, никакой пользы не имеют в проверке знаний — можно наугад «натыкать» на тройку-четверку, а в голове ничего не задержится).

  2. Борисыч пишет:

    Да, программы усложнились — но и мир вокруг стал сложнее, чем 20 лет назад. И компом во втором классе вполне уже можно пользоваться на уровне, достаточном для второклассного рефератика на полторы страницы с картинками: не только же «гамы гамать» на нём.
    Соглашусь, что уровень преподавателей ниже не стал, но уровень преподавания в целом стал значительно ниже. Причину вижу в изменившейся системе оценки деятельности преподавателей. Теперь они должны клепать толпу толпу отчётностей, показывающих эффективность их работы. И соблазн подтасовки данных ой как велик, IMHO, ибо кушать очень хочется. Нужно показать, что за год успеваемость повысилась? Да нет проблем: добавим всем по баллу в оценках, запишем результат в отчёт. Положено иметь в классе отличника? Назначается «жертва». которую всеми правдами и неправдами тянут, опять-же завышая оценки. Для отображения «внешней» деятельности всех принудительно заставляют участвовать в расплодившихся платных (!) олимпиадах, при этом задания, которые необходимо было решить за 45 минут в классе, выдаются на 2-3 дня домой. (я, конечно, рад, что у моей дочки есть сертификат о пятом месте во всероссийской олимпиаде по математике, если бы не понимание, что это МОЁ пятое место среди других дядек и тётек с высшим техническим образованием 😉 ).
    Я совсем не против, высунув язык от усталости доползти до дома с работы, но уделить-таки время своей детёнке, помочь посчитать яблоки в корзинках или доказать равенство треугольников, рассказать чем инфузория круче амёбы или выучить совместно стих. Но я не имею педагогического образования, поэтому просто не в состоянии давать то, что недодали в школе!
    зы. Проходим аглицкий язык уже четвёртый год. Второй год как пошел немецкий. Что такое «транскрипция» им ни один из преподавателей ни разу не сказал и в учебниках в словарях её нет!

    • Лично Я пишет:

      Большое спасибо за Ваш комментарий. Очередное подтверждение того, что я и моё ближайшее окружение не одиноки в своих доводах и выводах.

Ваш отзыв

Чтобы оставить свой отзыв нужно дополнить картинку парой-тройкой пазлами. Спам, нецензурщина, похабщина, оскорбления и другие проявления низкой культуры поведения жестко караются.WordPress CAPTCHA


Яндекс.Метрика
snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake