… о семье Героев той Войны.

Girsh02

Юрий Ильич Гиршов

Публикуя здесь свои статьи, я не мог предположить, что когда-нибудь придётся работать над материалами, которые мне начнут присылать мои читатели. Однако, после публикации статьи «… о боевом пути моего деда», ко мне обратилась Людмила Шехтер с просьбой опубликовать материалы о её отце. В результате вышла статья «… о подрыве мельницы в Сталинграде». И вот, в продолжение темы Победы в Великой Отечественной Войне, я хочу предложить Вашему вниманию еще один материал, который мне прислал другой мой читатель. Зовут его Юрий Ильич Гиршов. Сейчас ему 85 лет, живет в Москве, но родился и вырос в моём родном городе Ростове-на-Дону. Я искренне благодарен ему за внимание и интерес, которые он проявил к моим публикациям, а так же за то, что в свои почтенные годы очень уверенно и оперативно смог предоставить мне материалы о собственной семье – семье Героев той Войны.

 

Вот, что Юрий Ильич рассказывает о себе:

Girsh03

Юрий Ильич возле «Уголка Памяти», который он сделал у себя дома.

К 70 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне я оформил дома, над письменным столом, своеобразный Уголок памяти о моих родителях — участниках ВОВ. Наша окружная газета Москвы «Восточный округ» написала об этом и обратилась к читателям с предложением вспомнить в каждой семье о своих родственниках и близких, кто освобождал нашу Родину и мир от фашизма. В газете была открыта специальная рубрика, в которой и сегодня публикуются материалы об участниках этой Великой войны.
Я подготовил материал о моем отце, кадровом офицере Российского флота, который принимал непосредственное участие в ВОВ. Все мы Ростовчане. Жили на улице Книжная. Наш дом под номером 101 снесли. Учился я в школе № 39. Потом пошел по стопам отца и выбрал профессию моряка. Мой путь к морю начался в водном кружке Дворца пионеров. Затем окончил мореходное училище имени Г.Я.Седова и был направлен на Камчатку. От всего, некогда большого семейства, остался я один. Несмотря на то, что в силу своей профессии я после окончания мореходного училища более 20 лет проработал на судах дальнего плавания, много лет трудился в Союзном морском Министерстве и стал «на мертвый якорь » в Москве, — считаю себя Ростовчанином и очень люблю город моей юности, где родился и учился. Сегодня в Ростове уже нет никого из моих родных. Увы, время… Но по мере возможности бываю на своей родине. Последний раз я принимал участие в праздновании 135 — летия училища в 2011 году, и, несмотря на свои 85 лет, хочу обязательно еще раз пройти по знакомым и близким моему сердцу улицам родного Ростова!

Об отце Юрия Ильича – Илье Григорьевиче Гиршеве.

Girsh04

Илья Григорьевич Гиршов

Мой отец родился 09 августа 1906 года, в городе Таганроге. В 1928 году окончил судомеханическое отделение Ростовского на Дону политехникума Водного транспорта. Это старейшее морское учебное заведение на Юге России основано в 1876 году, как мореходные классы, для подготовки морских специалистов Российского флота Азовского и Черного морей. Трудовую деятельность начал 1927 году кочегаром парохода «Трансбалт», которое в те годы являлось самым большим судном советского транспортного флота. В 1934 году после окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта по спецнабору был призван на военную службу в морскую пограничную охрану НКВД. Служил на Балтике. В начале командиром БЧ-У сторожевого корабля, затем механиком дивизиона кораблей, начальником Ленинградских судоремонтных мастерских, начальником 6 отделения морского отдела Главного управления погранвойск НКВД.

Girsh05

Теплоход «Трансбалт». На нём отец начал трудовую деятельность кочегаром.

В годы ВОВ 1941-1945 г.г. служил в действующем военно-морском флоте: в Волжской (ВВФ) и Днепровской (ДВФ) военных флотилиях. Корабли ВВФ до начала Сталинградской битвы проводили траление фарватера реки Волга от вражеских мин, отражали атаки немецкой авиации на гражданские суда, оказывали огневую поддержку обороняющимся частям Красной Армии, высаживали десанты, переправляли воинские части через Волгу, перевозили оружие, боеприпасы и продовольствие в город, вывозили из Сталинграда раненных, женщин и детей.

Girsh06

Корабли флотилии в походе

Из наградных документов Гиршева И.Г. «Будучи флагманским инженером-механиком 1 и 4 бригад Волжской флотилии в сложных боевых условиях непосредственно руководил ремонтом канонерских лодок и бронекатеров, обеспечивая их боевую работу исправным состоянием механизмов. Обучал машинные команды работе в ледовых условиях. В отрыве от базы использовал все имеющиеся ресурсы для ремонта кораблей и ввода их в строй. Например, БКА-14 и БКА-54, требовавшие заводского ремонта, были отремонтированы своими силами и введены в строй.   Участвуя 23 ноября 1942 года в одной из боевых операций, лично заделывал пробоины, показывая экипажу корабля пример борьбы за живучесть и непотопляемость корабля».

Girsh07

10 октября 1943. Контр-адмирал Григорьев В.В. поздравляет личный состав с завершением формирования КДФ

В сентябре 1943 года с выходом Красной Армии к реке Днепр, была создана Днепровская военная флотилия (ДВФ) из кораблей Волжской военной флотилии, куда был переведен и Гиршев И.Г.

В наградных документах КДФ от 11 сентября 1944 и 12 мая 1945 на Гиршева И.Г. отмечено: «… хорошей организацией ремонта и эксплуатации кораблей, обучения личного состава – он обеспечил отличные боевые действия катеров и тральщиков на реках Березина и Припять, в трудных навигационно-гидрографических условиях плавания умело руководил личным составом БЧ-У и обеспечил бесперебойную работу механизмов кораблей. Одновременно тов. Гиршев проделал большую работу по расчистке мостов для прохода кораблей, обеспечивая автогенную резку ферм».

Girsh01

Флаг военно-морского флота СССР на фоне Рейхстага.

Днепровская военная флотилия действовала на реках Днепр, Березина, Припять, Западный Буг, Висла, Одер, Шпрее. Корабли флотилии содействовали на флангах наступающих советских войск на Украине, в Белоруссии, Польше, обеспечивали форсирование водных преград, перевозку грузов, высаживали десанты (наиболее крупный — Пинский десант, также десант в Здудичах, Петриковский десант, Боркинский десант, Дорошевичинский десант), принимала участие в Берлинской операции 1945 года. Корабли Днепровской флотилии, принимавшие участие в боевых операциях на реках Одер и Шпрея, являются единственным соединением Военно-Морского флота СССР, участвовавшим непосредственно в штурме Берлина. За боевые заслуги Днепровская военная флотилия награждена: орденами Красного Знамени (1944) и Ушакова 1-й степени (1945), а 20 морякам присвоено звание Героев Советского Союза.

Girsh08

Контр-адмирал Григорьев В.В. выражает благодарность водолазу флотилии за работу по очистке форватера на р. Шпрее.

После окончания ВОВ Гиршев И.Г. служил в морских пограничных частях на Камчатке, Сахалине и закончил службу в 1958 году, во Владивостоке, в должности заместителя начальника морского отдела Управления погранвойск Приморского округа, в звании капитана 1 ранга.

По состоянию здоровья был перевезен в Одессу, где скончался в мае 1958 года, на 52 году жизни.

Из воспоминаний:

В центре Берлина, на дальних подступах к рейх​стагу, закончили днепровцы свой марш-маневр, начатый в сентябре 1943 года в Сталинграде.
На руинах разбитого Берлина в мае 1945 года рядом с овеянными боевой славой знаменами Красной Армии взвился и бело-голубой Краснозвездный флаг Советского Военно-Морского Флота.
В передовой статье матросской газеты «Красный флот» от 19 мая 1945 года, ровно через десять дней после победы писалось: «…днепровцы сознавали, что в битве за послед​нюю фашистскую твердыню они представляли весь наш флот, и показали себя достойными выпавшей на их долю чести. Они доблестно пронесли советский Военно-морской флаг к самому центру Германии. Впервые в истории военные корабли нашей Родины появились на Шпрее…»

Girsh10

Днепровцы в Берлине.

«За успешные действия при освобождении Пинска и в Бобруйской операции Днепровская флотилия 23 июля 1944 года была награждена орденом Красного Знамени. Десять ее моряков были удостоены звания Героя Советского Союза».

Girsh09

Моряки флотилии у Бранденбургских ворот в Берлине.

В июле 29014 года мы с женой посетили город Пинск в Брестской области, чтобы почтить память отца, служившего в Днепровской флотилии, которая освобождала этот город и там базировалась. Нам была представлена возможность принять участие в торжествах по случаю 70-летия освобождения Пинска от немецко-фашистских захватчиков. Мы встретились с интересными и заслуженными людьми города, побывали в музеях, где экспонируются материалы о боевом пути Краснознаменной Днепровской флотилии. На набережной города, которая носит имя Краснознаменной Днепрроовской флотилии, установлен бронекатер флотилии под номером 92, который при освобождении города первым высадилв десант прямо в центре города. На этих праздничных мероприятиях мы познакомились с сыном командира этого знаменитого бронекатера лейтенанта Игоря Чернозубова, — Алексеем Игоревичем Чернозубоым.. Он тоже моряк, как и его отец, служил в ВМФ. Живет в Одессе.

О маме:

Girsh11

Мама Юрия Ильича и её государственные награды.

Моя мама, Валентина Сигизмундовна, 1909 года рождения, в годы ВОВ служила по вольному найму сестрой-хозяйкой эвакогоспиталя 3660. Госпиталь формировался в далеком Ташкенте и эшелон с красными крестами на бортах и крышах  товарных вагонов отправился в  распоряжение 2-го Украинского фронта. По пути следования  на перегоне Конотоп — Бахмач госпиталь бомбили,  и буквально «на плечах» у немцев  эшелон вошел в украинский город Прилуки. За ночь госпиталь расквартировали в здании школы и уже утром начали принимать раненных в боях при освобождении Киева. По своей должности мама отвечала  за обеспечение раненных одеждой,  постельным бельем и организацию  их  быта. Это было не легко, на окраинах города еще шли бои. Но Красная Армия уже наступала и это всех вдохновляло.  Стояла осень 1943 года.

О тёте:

Girsh13

Тетя Юрия Ильича — Белла Григорьевна и её государственные награды.

Моя тетя Гиршева Белла Григорьевна, 1904 года рождения, с 1940 по 1952 год служила в органах государственной безопасности (НКВД, МГБ и КГБ) Ростова на Дону переводчицей немецкого языка. Она участвовала в допросе первого немецкого летчика, сбитого над Ростовом, а зимой 1943 года, когда еще шли бои за освобождение Таганрога, ночью, что называется «прямо с постели», была вывезена в только что освобожденный город Таганрог, где разбирала документы немецкого Гестапо.

О марше «Бессмертного полка»:

 

9 мая 2015 года моя семья приняла участие в знаменитом шествии «Бессмертный полк», в котором приняло участие более 500 тысяч москвичей и гостей столицы. Мы пронесли транспаранты с фотографиями папы, мамы и тети по улицам Москвы и Красной площади. Это было впечатляющее зрелище. Такого единения душ я ни когда не видел. У многих на глазах выступали слезы, по шеренгам, перекатами, на всем пути следования люди кричали: Ура! И было очень символично, что в составе Бессмертного полка находились представители 4-х поколений Гиршовых — одни на фотографиях, другие — лично.Girsh12

1,155 просмотров всего, 3 просмотров сегодня



3 комментария

  1. яКОВ пишет:

    Отличный рассказ о своих близких-участниках ПОДРОБНОСТИ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДЕНЫ -ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ ДЛЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

  2. наталья пишет:

    Мой отец в 1926 был кочегаром на судне трансбалт,возможно они были знакомы,и я закончила 39школу ,

  3. Юрий Гиршов пишет:

    Наталья.Наши отцы конечно могли быть знакомы. А вот в нашем доме живет Панков Владимир, 1928 года рождения. Он плавал на «Трансбалте» во время ВОВ, когда судно было передано в Дальневосточное пароходство (порт приписки Владивосток).»Трансбалт» возил грузы из Америки в Приморье, а в один из рейсов был торпедирован неизвемтной подводной лодкой и затонул в Сангарском проливе. Экипаж был спасен японцами, а затем советским судном перевезен во Владивосток. Вот так закончил свой путь легендарный пароход Совторгфлота.

Ваш отзыв

Чтобы оставить свой отзыв нужно дополнить картинку парой-тройкой пазлами. Спам, нецензурщина, похабщина, оскорбления и другие проявления низкой культуры поведения жестко караются.WordPress CAPTCHA


Яндекс.Метрика