… об экскурсии в Волгодонск к атомной электростанции.

RoAES55Эта экскурсия, так же как и предыдущая, в хранилище радиоактивных отходов, организована корпорацией «Росатом». Вместе с преподавателями различных учебных заведений мы отправились в город Волгодонск. Там расположены Информационный центр Ростовской атомной электростанции и Учебно-тренировочное подразделение, где находится полноразмерный тренажер пульта управления Ростовской АЭС.

В Волгодонск ехать около 3.5 часов и за время пути мы посмотрели несколько фильмов, которые в легкой и доступной форме объяснили намRoAES01 устройство и отличие различных атомных реакторов, их систем управления и безопасности. Так же в этих фильмах нам рассказали и о причинах аварии на Чернобыльской АЭС и о недавней катастрофе на АЭС Фукусима. К тому моменту как мы въехали в Волгодонск мы уже были вполне подготовлены к тому, что должны были увидеть и услышать в Информационном центре.

Информационный центр находится в самом центре Волгодонска. Здание выглядит ультрасовременным и это сразу дает понять, что RoAES03здесь пойдет речь о переднем крае человеческой науки и техники. Ведь атомная промышленность несомненно относится к одной из самых передовых сфер прогресса. Внутри Информационного центра расположена экспозиция, которая предоставляет полную информацию о структуре корпорации «Росатом» и функциях её подразделений. В холле расположен макет, на котором схематически показано расположение и типы АЭС на территории России. В здании центра расположен и конференц-зал. Здесь же, в зале расположено продолжение экспозиции. Здесь уже все материалы посвященыRoAES06 непосредственно Ростовской АЭС. На стендах схематически показано как работает АЭС, представлены макеты самой электростанции. Центральное место в экспозиции занимает натуральный макет тепло-выделяющей сборки, который использовался при наладочных работах во время пуска первого энергоблока. Этот макет имеет реальные размеры, состоит из тех же материалов, что и рабочий, за исключением того, что в нем отсутствуют те самые радиоактивные элементы ядерного топлива.

RoAES12Возле здания Информационного центра припаркована передвижная лаборатория радиологического анализа. Этот автомобиль производит регулярные рейсы в опорные точки 30ти километровой зоны вокруг АЭС, где производит замеры радиационного фона. Все данные, полученные во время этих измерений, наряду с данными со стационарных пунктов наблюдения, собираются в единый мониторинговый центр.

После вводной экскурсии в ИнформационномRoAES63 центре мы отправились непосредственно к месту расположения самой АЭС. К сожалению должен заметить, что на территории АЭС мы не были. Мало того, мы доехали до проходной, сделали разворот и поехали в обратную сторону. Мы даже не вышли из автобуса, чтобы сделать фотографии. Объяснили нам это тем, что АЭС это «очень режимный объект». Так что даже сфотографироваться на её фоне в удалении даже от проходной нельзя. Честно говоря, это несколько смазало впечатление от экскурсии. Ехать за 200 км на атомную электростанцию, чтобы вот так развернуться у ворот проходной и RoAES13даже не сделать фотку… Непонятно…

Вернувшись снова в город, мы подъехали к Учебно-тренировочному подразделению. Здесь находится полноразмерный тренажер пульта управления Ростовской АЭС. Этот тренажер предназначен для отработки действий персонала станции в различных аварийных условиях и ситуациях. Все ситуации моделируются с помощью компьютера, за которым сидит инструктор. Он может произвольно назначать различные условия и ситуации, которые могут возникать в процессе работы. Персонал,RoAES26 проходящий подготовку на тренажере, должен уметь вовремя и правильно отреагировать на выдаваемые пультом предупредительные сигналы, чтобы избежать не только аварии, но даже просто снижения мощности, выдаваемой генератором. Как Вы можете видеть на фотографиях, пульт управления занимает огромную площадь. Каждая кнопка, рычаг и тумблер такие же, как и на реальной атомной станции. Все индикаторы и табло реально отображают то, что они должны показывать и в реальности на станции. Разница лишь в том, что здесь, если что-то не так нажать, то не случится RoAES62второго Чернобыля. Во время нашей экскурсии на тренажере проходили обучение несколько будущих сотрудников АЭС, а инструктор при нас с помощью своего управляющего компьютера создал аварийную ситуацию, когда один из насосов охлаждения реактора вдруг вышел из строя. Сразу же на пульте замигали световые табло, заработали сирены и зазвенели звонки аварийной тревоги. Выглядело это довольно впечатляюще, а в голове постоянно крутилась мысль: «Вот наверно и в Чернобыле с этого все и начиналось». На мой вопрос, можно ли сейчас вручную создать такие же условия, которые иRoAES48 привели Чернобыльскую АЭС к катастрофе, инструктор ответил, что нет. На сегодня это невозможно. Любая ситуация, которая может повлечь за собой опасные последствия, а тем более взрыв и выброс радиации в окружающую среду, мгновенно блокируется автоматикой. Причем эту автоматику выключить вручную невозможно. Все системы безопасности продублированы в двух-трехкратном количестве. То есть если, не дай Бог, в результате какой либо аварии возникает опасность повреждения реактора, то он немедленно автоматически глушится. После аварии на Чернобыльской АЭС RoAES61все реакторы на современных действующих атомных электростанциях прошли дополнительную модернизацию. Новые же реакторы, которые только планируется вводить в эксплуатацию, уже на этапе проектирования и производства включают в себя доработки, которые были учтены на основе всего предыдущего опыта использования подобных реакторов.

В целом экскурсия очень интересная и познавательная. Очень большое впечатление осталось от посещения тренажера. Здесь прямо чувствуется рабочая атмосфера центра управления атомной электростанцией. Однако очень не хватает посещения самой электростанции. Но тут уж ничего не поделаешь.

3,131 просмотров всего, 1 просмотров сегодня



Ваш отзыв

Чтобы оставить свой отзыв нужно дополнить картинку парой-тройкой пазлами. Спам, нецензурщина, похабщина, оскорбления и другие проявления низкой культуры поведения жестко караются.WordPress CAPTCHA


Яндекс.Метрика