До-Ре-Ми-До-Ре-До
Чтобы услышать, нажмите на эту картинку ниже.
Знаете что это такое? Музыканты-то наверняка знают. Ну а для остальных я сейчас расскажу.
Эта музыкальная фраза, есть ни что иное, как музыкальный посыл в далёкое эротическое путешествие – «Да пошел ты на х..»! И как ни странно, этому есть адекватный ответ – соль-фа-ми-ре-до-до# — «Сам иди туда же»! Авторство этого музыкального хулиганства, по одной из версий приписывается джазовым музыкантам Элле Фицжеральд и Дюку Эллингтону. Вроде бы как ими были придуманы целый ряд подобных выражений и, играя их в своих импровизациях, они ловили огромный кайф от того, что только они сами понимали скрытый смысл этих нот.
Вот же как бывает в жизни! Получается я научился материться музыкально раньше, чем на нашем родном и могучем! А было это в те далёкие годы, когда я играл в детском духовом оркестре Дворца Пионеров.
Началась моя оркестровая деятельность в третьем классе школы, когда еще пионерская организация была жива. Нашему классному отряду пионеров нужно было иметь собственные атрибуты – Пионерский флаг, Пионерский барабан и Пионерский горн. Вот именно в горнисты меня и назначили. То, что я никогда не играл ни на каких музыкальных инструментах, за отмазку не прокатило. Мне было сказано: «Иди во Дворец Пионеров – там тебя научат». И я пришёл… Горн, особенно пионерский, это конечно хорошо, но мои губы для горна были слишком толстые и руководитель оркестра определил меня на баритон. Это такая труба, чуть меньше баса — самой большой трубы в оркестре. Вот, посмотрите, где горн, а где баритон. Но он оказался прав. На горне у меня играть получалось с большим трудом. Однажды, на каком-то школьном концерте, посвященном наверняка какой-то знаменательной дате, меня выгнали на сцену и заставили играть на горне различные сигналы пионеров. Помните? «Бери ложку, бери хлеб, и скорее на обед!» Те, кто был в своё время в пионерских лагерях, эту мелодию наверняка помнят. Так вот я их ТАК отыграл, что мне до сих пор стыдно об этом вспоминать! Это были какие-то хрипы и сипения вперемешку с жуткими звуками не берущихся нот. Наверное, благодаря этому позору, меня больше на такие мероприятия не звали. А вот в духовой оркестр я стал ходить регулярно. Вместе с коллективом мы участвовали во многих мероприятиях не только в масштабе Дворца Пионеров, но и города. Я как-то уже рассказывал здесь, что основным событием в нашей деятельности был Парад Победы на 9 мая. Тогда мы вместе с колонной ветеранов шли от парка Горького по, тогда ещё улице Энгельса, ныне Большой Садовой, до Театральной площади. До сих пор со щемящим чувством в душе я вспоминаю, как это было. Мы шли в модных ярких малиновых костюмах с блестящими инструментами и играли знакомые всем песни и марши. На глазах ветеранов блестели слёзы. В глазах родителей светилась гордость. А мы же, играя, глядели по сторонам на нарядных девчонок. После парада, пешком возвращаясь обратно во Дворец Пионеров, мы знакомились с девчонками, которые просили «подудеть в дудку». Как же мы ухохатывались, когда вынув мундштук и давая ей инструмент, смотрели, как она надувает щёки и дует в «дудку». Последний наш Парад Победы в качестве духового оркестра Дворца пионеров был 9 мая 1999 года. На тот момент я учился уже на третьем курсе университета. За эти одиннадцать лет было много всего интересного. Но, пожалуй, самое интересное связано с выездами на море в пионерский лагерь с оркестром в составе музотряда. И вот тут мы снова возвращаемся к теме статьи.
Конец 80х годов. Советский Союз на пике своего могущества. Перестройка. Гласность. Новое мЫшление. А дети рабочих и служащих на время летних каникул уезжали на море в пионерские лагеря. Конечно, позволить себе настоящий духовой оркестр в пионерском лагере могло не каждое предприятие. А иметь его в своём ведомственном лагере было очень круто! Это же пионерская линейка каждое утро под пионерский марш, с поднятием флага под Гимн СССР. А уж что говорить о всяких там вечерних факельных шествиях к ближайшему памятнику советским воинам-освободителям. Тогда этому всему уделялось огромное внимание и придавалось большое значение в плане патриотического воспитания молодёжи. И уж духовой оркестр, с его маршами, тут был абсолютно незаменим. Если дискотеку еще можно было провести под магнитофон, то тут без нас никуда. Хотя мы с огромным успехом у публики отрабатывали и дискотеки, когда магнитофон ломался. Ведь мы могли не только марши играть, но и джазуху, и детский репертуар, и современные эстрадные песни. Да, что уж там теперь – и на «жмура» бывало ходили. Но это уже не мы, а старшие наши товарищи. Дело в том, что в нашем оркестре было две возрастные группы. Старшие школьники и мы, куда входил и я, младшие. На тот момент, когда мы пришли в оркестр в третьем классе школы, они уже учились в восьмом-девятом. То есть для нас это была огромная разница. Для лагерного музотряда руководитель разбивал наш коллектив на две части. Одна половина ездила в лагерь на первый и третий поток, а вторая на второй и четвертый. Поток длился в течение двадцати одного дня. Таким образом, я каждый год летом полтора месяца проводил в пионерском лагере на море. Причем бесплатно. Единственное за что мои родители платили, так это за проезд на поезде в оба конца и за традиционную групповую фотографию оркестра в лагере. Как сейчас помню – 10 рублей за всё. Ну и плюс рублей 3-5 на мои личные карманные расходы, которые контролировал руководитель. Но этими деньгами мы пользовались очень редко. В лагере очень вкусно и разнообразно кормили, в том числе и фруктами. За забором лагеря был огромный виноградник и в августе мы этим виноградом объедались жутко. Главное его надо было пару-тройку дней вымочить в тазике от ядохимикатов, которыми его обрабатывали, а потом тщательно промыть. Эта технология была отработана и жёстко соблюдалась. Иначе дикие боли в животе, понос и рвота были обеспечены, чем очень часто и страдали особо тупые обитатели лагеря. Но не об этом сейчас разговор.
Так вот отъезд пионерского лагеря из Ростова это было тоже событие. Весь состав пионерского лагеря собирался у парка Горького на Большой Садовой около 6 вечера. Наш поезд Ростов – Новороссийск отходил с главного вокзала в половину девятого вечера. Поэтому около 7 вечера весь лагерь выстраивался в колонну, во главе которой шагали мы, и прямо по проезжей части Большой Садовой, под наши марши, двигались в сторону вокзала. Это был лагерь Облпотребсоюза, который базировался в посёлке Кабардинка, недалеко от Геленджика. Десять отрядов с детьми от младшего до старшего школьного возраста. В каждом отряде по 30 человек. Плюс провожающие их родители, плюс вожатые, воспитатели и другой административный персонал. В общем, демонстрация была не хуже чем на 1 мая. И вот вся эта организованная толпа должна была за час дойти до перрона и за полчаса загрузиться в поезд. Музотряд тоже грузился в поезд, но побросав вещи в своих купе и взяв инструменты, выстраивался на перроне. Самой большой фишкой у нас считалось сыграть марш «Прощание славянки», когда до отправления оставались считанные минуты. Но круче всего было закончить марш ровно тогда, когда паровоз уже тронулся с места. И тогда те, кто должен был ехать на море, уже на ходу запрыгивали с инструментами в вагон. А уж тогда…
Вот тогда со стороны тех, кто оставался на этот раз в Ростове, в след уходящему поезду и звучали эти сокровенные шесть нот – до-ре-ми-до-ре-до. На что из открытого окна удаляющегося вагона высовывалась голова с дудкой, и сквозь нарастающий стук и лязг колёс, хоть и с трудом, но можно было расслышать – соль-фа-ми-ре-до-до#! Всё! Миссия была выполнена и мы довольные возвращались домой, а они, счастливые, ехали на море.
Спустя уже многие годы, я смотрел по телевизору какой-то американский фильм. Я не могу вспомнить сейчас ни его название, ни его сюжет. Но один эпизод мне запомнился. Два музыканта на тёмной улице расходятся в противоположные стороны, и один из них на трубе играет в след другому – до-ре-ми-до-ре-до. А тот, в свою очередь, отвечает ему на чём-то – соль-фа-ми-ре-до-до#. Так они и разошлись в разные стороны. Для меня это было как удар грома. Оказалось, что этот «посыл» интернационален. И понять его могут только те, кто знает тайный смысл этих нот! Я был горд тем, что вхож в эту касту избранных! Дааа… Ох уж эти музыканты…
P.S. Этими воспоминаниями я хочу выразить всё своё уважение и признательность нашему руководителю духового оркестра Дворца Пионеров города Ростова-на-Дону – Брилёву Владимиру Михайловичу. А так же всем его участникам, особенно его младшему составу, которых я всегда буду считать своими давними и хорошими друзьями!
А у нас, в оркестре, был ответ на до ре ми до ре до, соль фа ми ре до ми до.
Это же джаз! 🙂 Импровизации приветствуются!