… о причине дефицита программистов.

Не секрет, что моя трудовая деятельность плотно связана с IT. С Информационными Технологиями, говоря по-русски. К этим технологиям относится всё, что связано с вычислительной техникой.  От вашего смартфона до огромного дата-центра, где в облаках живут ваши фотки с котиками. Всем этим хозяйством управляют системные администраторы всяких разновидностей и программисты, разновидностей которых ещё больше. Эти профессии в мировом масштабе очень молодые, а в масштабе нашей страны – можно сказать, что только избавились от юношеских прыщей. Когда в 80-х годах появились первые компьютеры, нам, я имею в виду своё поколение, приходилось разбираться с этой техникой самостоятельно. Искать англоязычные руководства, узнавать что-то от немногочисленных гуру. Но, основным способом познания был «метод научного тыка», ибо интернета тогда не было. Этому нигде не учили. Только к середине 90-х стали появляться компьютерные кружки в Домах творчества, а в школах – первые  компьютерные классы. Учителями и преподавателями там были те, кто на собственном энтузиазме и любопытстве, осваивал эту чудо-технику.

Учить «на программиста» в нашей стране стали где-то с начала 2000-х годов. Казалось бы, теперь у нас программистов стало как тех юристов с экономистами. А вот и нет, друзья. Не стало. Оказывается, чтобы быть программистом мало закончить «факультет IT, кафедру объектно-ориентированного программирования». Нужно, чтобы этот выпускник был программистом ещё и в душе.  Ведь программист, это по сути своей творческая профессия, как музыкант или художник. Как и они, программист тоже должен всё время совершенствоваться, расти, достигать новых вершин и осваивать новое. А для этого, что ни говори, а нужен талант и большое трудолюбие. Так что, хороший программист, как и хороший музыкант, это товар штучный, редкий и очень дорогой.

Так вот к чему я это всё веду. Вот в одной из своих прошлых статей я удивлялся ситуации с жуткой компетенцией и колоссальным дефицитом  хороших программистов. И если на заре компьютеризации нашей страны этот дефицит компенсировался не очень широкой информатизацией общества, то сейчас, с её лавинообразным ростом, этот дефицит такими же темпами увеличивается.

Но позвольте, — скажете вы, — ведь сейчас у нас очень многие средние профессиональные и высшие учебные заведения готовят этих специалистов. Как же их может не хватать?

А вот так! – отвечу я вам, — Как в том анекдоте – есть один ньюанс… Сейчас поймёте и в очередной раз… не удивитесь, наверное.

Я сегодня встретил одного своего давнего знакомого. Он из той нашей породы восьмидесятников, которые разбирались с компьютерами так, как тогда могли,  и стал очень толковым программистом.  Сейчас преподаёт на факультете Информационных технологий некоего опорного ВУЗа Юга России. Давно не виделись, перекинулись парой фраз, типа «чё-как, как дела? Куда бежишь? Где сейчас?». И вот, когда я узнал, что он стал преподавать на IT-факультете, я прям взмолился: « Друг, учи их как следует!!! Программисты нужны как воздух!» На что он поведал мне следующую историю. Далее от его лица.

В прошлом году на экзамене всему курсу я вынужден был поставить трояки. Дело было так. Я перед экзаменом объявил: «Сложите ваши зачётки в три стопки. Первая – те, кому хватит трояка и готовы выполнить базовое не сложное задание, вторая – кому хотелось бы четыре, это базовое задание плюс небольшое задание сверху, и последняя – для тех, кто чувствует, что знает на «отлично», но тут уже нужно было бы поговорить». И что ты думаешь? ВСЕ положили свои зачётки в стопку ТРОЯКОВ. Я, обалдев от такого перфоманса, спросил у курса: «Поднимите руку те, кто будет работать в IT-индустрии?». Ни одна рука не шелохнулась. НИ-ОД-НА! Тогда я сказал: «Если все присутствующие здесь поклянутся мне, что никогда, ни при каких условиях, никто из вас не пойдёт работать в IT, я сейчас же всем ставлю обещанные тройки и все свободны!» Вот так, торжественно обещая не идти работать в IT, студенты выпускного курса факультета Информационных технологий одного из мощнейших технических ВУЗов Юга России, уходили с экзамена по профильному предмету с тройкой в зачётке.

После этого лично мне было очень досадно, но всё стало ясно. Теперь и вам должно быть ясно, почему в ваших квитанциях ЖКХ какие угодно цифры, кроме верных. Почему в банках глючит рабочая программа, а ваши деньги пропадают с карты. Почему в налоговой теряются данные, а штрафы ГИБДД могут волшебным образом оказаться неоплаченными, хотя квитанция об оплате в руке. Почему на почте то электронная очередь отвалится, то программа не находит вашу посылку. Почему изменение «под себя» базовой конфигурации бухгалтерской программы  стоит таких огромных денег. И, к сожалению, я должен заметить, что с усугубляющейся деградацией населения такие проблемы будут возникать всё чаще и ещё масштабнее. А тут уж у нас с вами два пути – либо снова в каменный век, либо как-то мотивировать наших потомков развивать свой мозг.

 2,505 просмотров всего,  1 сегодня

Поделиться:

2 комментариев для “… о причине дефицита программистов.

  1. На самом деле в этой ситуации не прав друг, который вместо того, чтобы нормально провести экзамен, как и положено и прописано в методичках устроил цирк Шапито. А то, что там кто-то не хочет учиться, тупые, неправда, многое зависит от преподавателя и вообще это не его дело, выяснять, кто что там хочет, кто не хочет, заставлять клясться, что кто-то там не будет работать (это вообще за гранью понимания, не его это дело), а стараться качественно преподавать. Зацепило потому что тоже был такой ленивый препод, который сам же устроил халяву для студентов, а потом ещё вытягивал обещание никогда не работать экономистом. А вообще нет никакой деградации населения, полно молодых способных амбициозных ребят, может просто они не в институтах Юга, а это уже другой вопрос.

    1. Ирина, я благодарен Вам за неравнодушие к ситуации в современном образовании. Я абсолютно с Вами согласен, что много амбициозных и способных студентов. Однако, это «много» многократно перекрывается теми, кому учиться не только не нужно, но и категорически нельзя. Очень много студентов с купленным ЕГЭ, которые занимают места тех, кто с меньшими баллами, но действительно хотел бы учиться. Очень много тех, кто пошел в ВУЗ потому, что родители его туда засунули, удовлетворяя свои родительские надежды и амбиции. А ему это не нужно. Ему хочется работать для денег, чтобы айфон-тачка-тусня. У меня в друзьях и знакомых очень много тех, кто преподаёт. И ВСЕ жалуются на деградацию в уровне студентов. Может быть действительно, все способные уезжают к вам в столицы? Все мои знакомые преподы при виде элементарного желания студента учиться хотя бы нормально, с радостью идут таким ребятам навстречу. Причём абсолютно бесплатно. А когда препод задаёт аудитории элементарный вопрос по своему предмету, а в ответ гробовая тишина — рассуждения о том, что преподы плохие, не состоятельны. С такой аудиторией нужно поступать именно так, как поступил мой друг! В качестве подтверждения деградации уровня населения, почитайте внимательно как люди пишут «по-русски» в разных пабликах. Хуже того, вот моя статья, как люди пишут, исполняя свои прямые рабочие обязанности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Чтобы оставить свой отзыв нужно дополнить картинку парой-тройкой пазлами. Спам, нецензурщина, похабщина, оскорбления и другие проявления низкой культуры поведения жестко караются.WordPress CAPTCHA