… о российском высшем образовании в исторической, современной и перспективной действительности. Часть 2.

см. часть 1

В советской системе образования всё было гладко и понятно. Родился человек и до 1.5 лет он с маманом в декрете, а потом марш в коллектив – в ясли! Тут его учили горшкОвой самостоятельности, новым вкусовым впечатлениям от еды  и основам дисциплины. Подросший до трёх лет советский человек поднимался на ступень выше – в детский сад. Тут уже за него брались плотнее. Его учили учиться и понимать, что есть хорошо, плохо и что за это будет. В зависимости от уровня развития и желания родителей советский ребёнок шёл в школу либо с 6, либо с 7 лет.

Советская школа с первых классов уже была кузницей советских граждан и являлась обязательным этапом в жизни советского человека. Именно в школе, кроме всеобщей грамотности по широкому кругу наук с довольно глубокой степенью изучения, прививались так же основные принципы социальной жизни. Школа являлась не только местом обучения, но и местом воспитания молодых советских людей. Хорошо учиться и быть в первых рядах было почётно. Оттого примут ли тебя в октябрята или пионеры в первых рядах, зависело исключительно от твоего собственного старания. В классах обязательно были доска почёта и доска позора. Потому двойка в дневнике считалась горем и грозила неминуемыми санкциями дома. (Та вы шо? За двойку-то? Ребёнка? Дикость! Средневековье!) Потому и наличие в классе хронического двоечника считалось неприличным и его всеми силами класса старались вытягивать. А уж если в классе было целых два двоечника…. Это был позор на всю школу! Такой класс считался «плохим». Это была прекрасная мотивация, как сейчас сказали бы. А коллективизм, дружеская поддержка и превалирование общего над личным вбивались в молодые головы накрепко. (Наше «поколение снежинок» со своей индивидуальной уникальностью и неповторимостью в шоке!)

Школьная жизнь ребёнка была завязана с социальной и карьерной жизнью его родителей. За хорошую учёбу детей родителям давали премии, бесплатные путёвки, всяческие поощрения. И наоборот. За мелкого балбеса и хулигана, родителям по шапке прилетало по партийной, рабочей и по милицейской линии. Общественное и коллективное мнение очень влияло на все стороны семейной жизни советских людей. За репутацию старались держаться. Так что благополучие родителей напрямую зависело от того, как они воспитывают своего дитятю. (Ща бы такое, да?)

Но всё же дети всегда есть дети и, безусловно, все дети всегда разные. Кто-то более способный, кто-то менее. Но все годы в школе нужны были для того, чтобы советский выпускник мог сделать правильный выбор – куда он пойдёт дальше.  Школа давала прекрасную и широкую перспективу успешной советской жизни. Из дверей школы выходили вполне воспитанные люди с довольно широким кругозором.

Дальнейший выбор в сфере образования государство предлагало следующий – либо получение рабочей специальности, либо инженерной, либо научной или академической. Ещё военной, но это укладывается в систему инженерного образования, просто под управлением Министерства обороны.

Итак те, кто уже вдоволь насытились учёбой или были к ней не предрасположены, обычно после 8 класса (это было среднее общее образование) отправлялись получать рабочую специальность в профессионально-техническое училище (ПТУ), либо в техникум. Обычно эти учебные заведения создавались для нужд либо какой-то отрасли народного хозяйства, либо под какое-то конкретное большое производственное предприятие. Ну скажем мой гидрометтехникум готовил специалистов для Гидрометслужбы, Техникум железнодорожного транспорта – проводников, машинистов, путевых рабочих. А ПТУ при Ростовском вертолётном заводе готовило специалистов, которые требовались для работы на станках при производстве деталей вертолётов на этом конкретном заводе. Вся прелесть была в том, что каждый выпускник этого учебного заведения будет однозначно трудоустроен в системе профильного ведомства. А зачем тогда их готовить, да? Логично же?

Более высокая степень образования – это получение инженерной или научной специальности. Тут ковалась советская интеллигенция. Чтобы поступить в институт или университет, уже нужно было закончить полное общее образование, то есть все 10 (чуть позже 11) классов. Тут уже всё совсем серьёзно. Сначала школьные выпускные экзамены, а потом обязательные вступительные экзамены. И поступать можно было только одновременно только в один ВУЗ. И если не поступил, подготовься и попробуй снова на следующий год, это если уж совсем и не смог поступить хотя бы на заочное. И тут мы подходим к тому, почему было много различных институтов, а университеты были единичными.

Институты, как и техникумы, были подчинены отраслевым министерствам. Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта или РИИЖТ готовил… — кого? — … правильно… инженеров для советского железнодорожного хозяйства. Чтоб проектировать новые железные дороги, новые локомотивы и вагоны, энергетическую сеть и поддерживать всё это хозяйство, нужно таки иметь мозги. В институтах готовили специалистов для прикладных направлений народного хозяйства – для строительства, медицины, машиностроения, образования и тому подобного. Все выпускники институтов обязаны были отработать по специальности там, куда их отправят «по распределению». А тут уж как повезёт или кто как подсуетится. Для того, чтобы урвать козырное место распределения, задействовались все возможные рычаги и ресурсы. Именно это было зачастую судьбоносным поворотом в жизни советского выпускника с высшим образованием.

А вот Университет – это уже кое-что другое.

Часть слова «Университет» как бы подсказывает, что это учебное заведение универс-альное. Здесь обучают не прикладным, а академическим, теоретическим наукам. Ну вот скажем, нафига нужна астрономия в РИИЖТе?  Но ведь её же нужно всё равно изучать, развивать, обучать в неё же? Так же, как и историю, языки там всякие иностранные живые и мёртвые, философию тоже надо бы, а там и ядрёную физику с, не к ночи будет упомянутой, высшей математикой. Вот это вот всё, что лежит в фундаменте всего, универсальные для всех прикладных наук дисциплины, как раз и изучаются в Университетах. Выпускники Университетов учатся для того, чтобы учиться дальше самим, развивая, углубляя и обучая этому тех, кто потом придёт на смену им. Это острие человеческого любопытства. Поэтому на базе советских университетов создавались научно-исследовательские институты (НИИ), в которых и работали советские учёные. Они там изобретали новые жаропрочные и лёгкие материалы для двигателей, лекарства, методы обработки и защиты почв, выводили новые сорта рыб и свиней, создавали оружие и средства обороны, да много всего, что до сих пор ещё даже не до конца понято современными неучами.  Всего к 1987 году было  69 Университетов, из 896 ВУЗов на весь Советский Союз. Разница в количестве на порядок. Потому Университетское образование было престижнее. А потому и поступить туда было сложнее.

Кстати, должен добавить, что вся система советского образования была совершенно открытой на любом её уровне. Скажем, если вдруг рабочий на заводе, закончивший ПТУ или техникум, по результатам своей хорошей работы поднимется по карьерной лестнице до заместителя начальника цеха и  зам. отдела, то чтобы стать собственно начальником цеха или руководителем отдела, он уже обязан получить высшее образование. Поэтому при институтах обязательно была возможность получения заочного образования для работающих студентов. А дальше ещё больше. Можно было продолжать своё образование и становиться сначала кандидатом технических наук, или вообще уже потом доктором технических наук. Для учёных тоже были карьерные ступени от младшего научного сотрудника, к старшему научному сотруднику, которые написав и защитив научные труды становились кандидатами, например, геологических, наук, а там уже, если и докторскую диссертацию смог защитить, то и доктором геологических наук. И вот ты уже целый профессор со своей кафедрой. Естественно, каждая следующая ступень в образовании вела за собой и увеличение уровня зарплаты, поднимало по карьерной и социальной лестнице. Учиться было престижно и выгодно.

Весь механизм был отстроен, отлажен, был надёжен и при этом вполне гибок, чтобы подстраиваться под изменения времени. Единственное, что мгновенно разрушило это механизм в 1991 году – это деньги.

… далее часть 3.

Loading

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы оставить свой отзыв нужно дополнить картинку парой-тройкой пазлами. Спам, нецензурщина, похабщина, оскорбления и другие проявления низкой культуры поведения жестко караются.WordPress CAPTCHA