… о российском высшем образовании в исторической, современной и перспективной действительности. Часть 3.

См. часть 1, часть 2.

В эпоху дикого капитализма 90х, да и сейчас порой, в ходу был такой каламбур – «Если ты такой умный, то чё ты тогда такой бедный?». При любом капитализме мерилом успеха являются деньги и их количество. Для того, чтобы купить вагон водки и продать вагон водки не обязательно иметь вообще хоть какое-то образование. Наоборот даже. Чем более быдловатее и хамовитее был предприниматель, тем он успешнее вёл дела. Многочисленные учёные, инженеры и другие работники умственного труда, в силу своего советского воспитания, не смогли перестроиться на новые дикие условия. В те годы не редки были ситуации, когда вчерашние двоечники платили зарплату своим учителям, которые всю школу ему долбили, что без знаний не проживёшь. Большего унижения, согласитесь, сложно представить. Но что тогда было поделать?! То, что платили тогда в НИИ и на кафедрах, не хватало даже на еду. Зато появился капиталистический принцип – спрос рождает предложение.

Пресловутые «новые русские», которые смогли сорвать бакшиш в мутной воде лихих 90х, захотели подняться теперь и в глазах своих учителей. Мол, мы типа богатые потому, что умные, а не дебилы, как вы нам всё время говорили. Но в большинстве своём ума, как не было, так и нет. Да и зачем? Ведь можно было прийти на кафедру к полуголодному профессору, забашлять ему, а он вместо тебя напишет хоть диплом, хоть диссертацию. Нищета и разруха в науке привели к тому, что приходилось за деньги продавать собственную репутацию. Ну и естественно, чем более дорогая репутация, тем больше денег она стоит. И самая большая репутация была в Университетах. А раз там можно было зашибать бабло, то….

После 1991 года Университеты стали лесть из-под каждого обычного института. К примеру РИИЖТ стал РГУПС – Ростовским государственным университетом путей сообщения. Это что за такое? Железнодорожников стали учить латыни? Или философии? Или может быть ядрёную физику с астрономией? Зачем? А зачем в бывшем РИСХМе, вдруг ставшем ДГТУ – Донским государственным техническим университетом, начали учить на попов (да-да, теологическая кафедра) и ветеринаров. Технический… ага… Университет! Попы! Ветеринары! Бред какой-то! Я уж не говорю о появившихся из ничего всякие разные Северо-южные и западно-восточные Университеты экономики, бизнеса, права, гуманитарных наук, международных отношений и вот это вот всё, на сколько хватало фантазии их основателей. Там, где образовательная программа раньше бы тянула максимум на бухгалтерские курсы, создавался какой-нить «Южно-Российский экономический Университет бизнеса и права» (Фух, нет такого. Проверил в Яндехе. А то вдруг я ща выдумал существующий ВУЗ), с кафедрами «Бухгалтерский учёт», «Экономическое планирование», «Безнесс-процессов» и т.д.  Главное, чтобы туда шла абитура и несла бабло. Все хотели быть умными, но, чтобы так, «на халяву». К реальным знаниям эти заведения отношения практически не имели. Точнее как, знания они давали, но уровень их был так себе. Достичь репутации уровня советских Университетов никто из них не мог. А потому «эффективные менеджеры» от министерств образования сделали проще – Университеты просто убили. Где укрупнениями, где слияниями, где разделениями, где «оптимизациями», с последующими переименованиями. И в итоге то, что было сердцем любого Университета, то, что называется «научная университетская школа», было тотально вымарано. Многие преподаватели ушли, ибо не смогли видеть циничное убийство всего того, что ими создавалось всю свою трудовую жизнь. Многие по возрасту ушли на пенсию, а кто-то принципиально больше не захотел терпеть издевательство от этих «эффективных менеджеров» и просто ушли в другую деятельность. Я знаю пример, когда доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой  «Нанотехнология» физфака бывшего РГУ, а теперь ЮФУ, Юрий Иванович Юзюк совершил самоубийство из-за всего этого (ссыль1, ссыль2, ссыль3)! Я этого человека знал лично. А теперь эти…. люди, развалившие полностью всю школу РГУ, переименовав его в ЮФУ, цинично празднуют столетний юбилей  с даты переезда в Ростов Варшавского университета и 23 ноября 2006 года, как дату создания ЮФУ. Хотя на самом деле это конкретная дата его убийства. Выстояли только реальные гиганты советского университетского образования, да и то московские, типа МГУ или Дружбы народов.

Я попытался найти цифру, сколько сейчас в России Университетов и институтов. Так вот я не нашел. Их сгребли под одно общее наименование – ВУЗ, то есть Высшее Учебное Заведение. Но даже если так, то вот цифра – в 2016 году было 2663 ВУЗа. В 1987 на весь СССР 896, а сейчас на одну только Россию – 2663. Высшее образование стало прибыльным бизнесом, ограниченным только какими-то формальными требованиями Министерства образования. Достаточно их соблюсти и вперёд, греби бабло. О критериях качества, количественной необходимости выпускаемых специалистов, дальнейшем их распределении и трудоустройстве речь, конечно-же, не шла и не идёт до сих пор. Что можно говорить о качестве этих дипломов, о реальных способностях их выпускников?

К сожалению, в ближайшей, да и в более далёкой перспективе, я поводов для оптимизма не вижу. До тех пор, пока система образования работает только как прибыльный бизнес, без привязки к реальным потребностям в специалистах, без объективной системы контроля качества и системы рейтингов ВУЗов,  никакой диплом не будет иметь никакого значения.

Всё что было мной сказано выше, это, к сожалению, всего лишь констатация фактов. Что делать-то со всем этим предлагаешь?, — законно спросите вы. Языком трепать – не мешки ворочать. Что надо сделать для того, чтобы диплом о высшем образовании снова давал дорогу в успешную трудовую жизнь?

Я считаю, что достаточно задать всего один вопрос – «А какая цель преследуются и должна преследоваться структурами нашего высшего образования?». В ответе и будет крыться смысл и порядок действий. Если целью является зашибание бабла, то ничего менять не надо. А вот если целью поставить обеспечение страны и экономики достаточным количеством квалифицированных кадров по всем направлениям экономической деятельности, то тут уже нужны прямо противоположные подходы и методы. Кстати, ничего сложно в них нет. Всё это уже работало и было в советской системе образования. Необходимо её возрождение и лишь небольшая корректировка к современным условиям капиталистической реальности. Главное – убрать из системы образования денежную составляющую в том виде, в котором она есть сейчас. Поставить в прямую зависимость финансирование ВУЗа от качества его выпускников и создать репутационные критерии. Прям по пунктам могу расписать.

Для учебных заведений начального и среднего специального образования:

  1. Коммерческие структуры обязать формировать матрицу потребностей в специалистах с указанием условий их труда. Скажем обувной фабрике необходимы швеи на зарплату 35 тысяч рублей, для иногородних проживание в общаге, и т.д. Она подаёт в Росстат, Роструд, Службы занятости сведения о потребностях в этих специалистах и предоставляемых условиях труда. Росстат переправляет в профильное учебное заведение, где за год подготовят таких специалистов для всех обувных производств страны.
  2. Обязать учебное заведение готовить специалиста под конкретное место работы. Восстановить советскую систему обязательного распределения. Таким образом будущая швея заранее будет знать, что едет на конкретное производство, с конкретными условиями труда и что конкретно её там ждут. Так после обучения она начинает трудовую деятельность. По результатам стажировки предприятие даёт характеристику в учебное заведение, где оценивает подготовку специалиста. На основании этой оценки учебное заведение получает свой рейтинг. Чем выше, тем больше финансирования получает учебное заведение как от государства в форме грантов, так и в виде процента от зарплаты своего выпускника, скажем в первый год его работы по обязательному распределению. Появляется стимул искать своим выпускникам более высокооплачиваемую работу, договариваться с бизнес-сообществом. У коммерсов появляется стимул бороться за самых подготовленных выпускников.
  3. Диплом выдавать только после стажировки по специальности по месту обязательного распределения. Если характеристика на выпускника с места распределения пришла положительная, то только после этой стажировки, он получает диплом о присвоении специальности и квалификации. Если же характеристика отрицательная – диплом не выдаётся, а обучающийся снова возвращается на учёбу и это уже всё за собственные деньги. Нужно, конечно, еще проработать механизм защиты выпускника от недобросовестного работодателя. Но это уже детали. 
  4. Уклонение от обязательного распределения должно караться штрафом в объеме суммы затрат, понесённой при бесплатном обучении уклониста.

Для Высших учебных заведений:

  1. Вернуть соответствие советской системе в названия и, главное, функции ВУЗов. Не должно быть экономических, технических, гуманитарных Университетов. Это институты! Точка. Они готовят прикладных специалистов, указанных в профиле образовательной деятельности. И по той же схеме, что и средние специальные учебные заведения, с обязательным распределением, стажировкой и только потом выдачей дипломов. 
  2. Университеты должны являться автономными структурами, самостоятельно формирующими свою программу научной и учебной деятельности, но согласовываясь по стратегическому плану научного развития страны. Таким образом Университеты самостоятельно формируют порядок и направление научной мысли, сами её двигают, определяют её перспективы в свете международных достижений в разных областях науки.
  3. К научным работам в НИИ при университетах сразу же с первых курсов привлекать студентов. Они должны видеть работу своих профессоров и нобелевских лауреатов непосредственно. Так первые глубже проникнутся, а вторые не забронзовеют.
  4. Профиль образовательной деятельности Университетов не должен пересекаться с профилями институтов. Скажем так, в Университете не должно быть ветеринарной кафедры. Это прикладное направление. Зато в институте не должно быть кафедры философии. Хотя в институте она должна преподаваться, но только в качестве одной из обязательных дисциплин для получения диплома о высшем образовании. Образованный человек должен знать основы философии и хотя бы ориентироваться в основных понятиях.
  5. Финансирование институтов осуществлять за счёт профильных министерств на основе грантов и процента от зарплаты выпускника за первый год его работы по специальности при обязательном распределении. 
  6. Финансирование Университетов полностью взять на бюджетное обеспечение, по типу как обеспечивается обороноспособность. Некоторые теоретические научные дисциплины никогда не будут приносить материальный доход. Как, например, сможет заработать денег на своей науке астроном? Но вот для обороны, космической промышленности и многого чего ещё астрономия очень важна. Поэтому теоретическое научное развитие страны должно быть стратегическим направлением, как и оборона.

Откуда взять столько денег, чтобы всё это финансировать? – спросите вы. На этот вопрос вы можете ответить сами, если вспомните количество нала, найденного в квартирах чиновников, золотых унитазов, махинаций при строительстве стадионов, платных дорог и тому подобное. Достаточно им просто не воровать. Но пока это несбыточная мечта, как и то, что я предложил сделать… 

Если бы в своё время мне сначала в техникуме, а потом бы в Университете сказали, что я обязательно должен буду ехать по распределению и отработать несколько лет по своей специальности, то я точно был бы рад! Я и так ответственно подходил к выбору профессий для учёбы, но в этом случае, я бы уже с первого курса старался заслужить себе козырное место с большой зарплатой, интересной работой и уважаемым коллективом.

Если подводить итог, то можно сказать так. Надо дать учёным думать над науками, а не над тем, как им заработать денег, чтоб заплатить за коммуналку. Дайте специалистам возможность проявить себя там, где они точно будут нужны. Дайте им возможность получить тот необходимый первый рабочий опыт, который потом смогут использовать при переходе на другие места работ. А то всем нужны специалисты с опытом работы от нескольких лет. А где им взяться-то сразу после выпуска? Об этом пусть думают те, кому нужны исследования, кому нужны грамотные инженеры. Кто понимает, что заработать бабла не получится, если у тебя в коллективе нет грамотного специалиста.  Ну а сейчас работают те, кто дипломы покупал. А скоро им на смену придут те, кто дипломы получил дистанционно.

Loading

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы оставить свой отзыв нужно дополнить картинку парой-тройкой пазлами. Спам, нецензурщина, похабщина, оскорбления и другие проявления низкой культуры поведения жестко караются.WordPress CAPTCHA