Что делать летом, когда в городе жарко, а побережье домашнего Чёрного моря, со всей этой своей людярней и бессовестными ценами, стоит поперёк горла? Надо куда-то свалить, но так, чтобы не далеко, не на долго, не за дорого. А еще чтобы было в такую жару прохладно и до холодного пива рукой подать. Но при этом не сидеть на одном месте, а каждый день видеть что-то новое. Ну Вы уже поняли… По заголовку…
Пятеро друзей, столько же рюкзаков, две надувные лодки с моторами, пара канистр с бензином, пара баулов с провиантом, несколько баклажек с питьевой водой и три палатки. Вот и всё, что необходимо для этой затеи. В Ростове мы зафрахтовали обычную маршрутку, в которую всё загрузили и приехали к отправной точке – станице Кочетовской. Дело в том, что именно тут находится самый нижний гидроузел на реке Дон. Так как прохождение гидроузлов на маломерных судах связано с большими трудностями, то мы решили себя избавить от них. Тем более нам и этого расстояния от Кочетовской до Ростова было вполне достаточно. Наш сплав завершился в урочище Каплица, что чуть ниже станицы Старочеркасской. Ниже, к самому Ростову смысла и интереса идти не было. Природных красот здесь уже нет, всё ровно и однообразно, а вот напряжённость судоходства заметно выше. Но те пять дней, что мы провели в пути, дали нам огромную массу впечатлений и обгоревшие коленки. О них-то мы и забыли, когда мазали солнцезащитным кремом лицо, шею и руки.
Когда мы начинали наш сплав, то думали, что будем спускаться вниз вместе с течением, не включая моторы. Мол, моторы нужны нам будут только для маневрирования и чтобы уклоняться от больших судов, идущих по фарватеру. Но уже к концу первого часа, когда мы увидели, что с такой скоростью мы и за неделю до Ростова не спустимся, было принято решение связать наши лодки друг за другом и, в целях экономии бензина, идти на малом газу одного мотора. Вот в таком режиме мы и двигались всё время. Наша скорость в среднем составляла 7-8 километров в час. Часов в 9 – 10 утра мы становились на воду, в обед, когда становилось слишком жарко, мы
выискивали хороший песчаный пляж с теньком, причаливали к нему, купались и обедали, пережидая самое пекло. Часа в 3-4 дня мы снова спускались на воду и шли часов до 6 – 7 вечера. На ночь мы разыскивали место поэстетичнее, разбивали лагерь и предавались нехитрым мужским забавам – рыбалке, готовке всяческих вкусняшек и возлияниям. Так как вдоль Дона на нашем пути было много населённых пунктов, в которых были магазины, то холодное пиво, шашлыки и яичница с помидорами для нас в этом походе экзотикой не были. Но всё же, даже наличие в нашем распоряжении походного столика, удобных складных кресел и газовой плитки, не позволяет нам считать этот поход матрасным в полном смысле этого слова. Такую долю комфорта мы смогли себе позволить только благодаря тому, что этот комфорт нам не пришлось тащить на собственном горбу. За нас это делали наши лодочки и моторчики. Ну а раз так, то почему бы и нет. В остальном же – полный походный автоном.
Ну ладно, ладно… Не полный автомном. Особенно если вспомнить, как мы наяривали шашлык с ледяной водочкой в ресторане «Казачья пристань» в Семикаракорах. Не, ну как можно было пройти мимо? Вот пристань, вот ресторан. Там есть шашлык и холодная водка с пивом. Мы и не прошли. Время было обеденное, солнце жарило уже во всю. Всё равно нужно было где-то пережидать пекло. Вот мы и пережидали. В ресторане. В походе. Такого у нас ещё не было, но было хорошооо… Официантка Катя была очень удивлена, увидев нас, сидящих за столиком под навесом у берега Дона, совершенно не поняв, как мы прошли мимо незамеченными. И только когда мы показали на наши лодки у причала, в её глазах появилась ясность. Обычно-то гости сюда приезжают на машинах, а мы с другого входа ввалились.
Достоинством такого рода путешествий является то, что с воды можно увидеть то, что никогда не увидишь с берега. А низкая скорость перемещения даёт достаточно времени, чтобы рассмотреть, насладиться, запомнить и запечатлеть на фото то, что потом останется в разделе памяти, как самые лучшие дни жизни. Красивейшие виды на дикие донские берега, захватывающая красота крутых Раздорских холмов, горячий водопад впадающего в Дон Тёплого канала, пугливые серые и белые цапли в устье Маныча, стремительные зимородки, ныряющие с лёту за мелкой рыбёшкой и внушающие уважение огромные степные орлы. Всё это мы видели своими глазами. Я уж не говорю о сказочной красоты закатах над Доном. В этом походе погода нас успела и побаловать солнышком, и подмочить дождиком. В один из дней, когда мы остановились в сказочном лесном урочище Немчик, что чуть ниже станицы Багаевской, нас краем зацепила та жуткая буря, что затопила Ростов, от которой в Генеральской балке на проспекте Буденновском машины смыло в кучу. Ливень был знатный. Над нами сверкали молнии, и взрывался гром. Пару раз так громыхнуло над головой, что жутковато становилось даже мне, относящемуся к таким проявлениям погоды вполне спокойно. Но наши палатки выдержали и потерь мы не понесли. Такие впечатления – тоже впечатления, которые мы сидя дома не получили бы. Лично для меня этот поход запомнился ещё и тем, что подо мной в первые же два дня развалилось два походных складных стульчика. Всего один год семейной жизни и один год без похода в горы, приводят к таким плачевным результатам, что даже стулья подо мной ломаются. Так что только ради того, чтоб под вами не ломались стулья, нужно выгонять свой организм хотя бы на такие прогулки и приключения. И, желательно, почаще!
Не изменяя себе, я в этом походе так же снимал видео и в скором времени Вы сможете моими глазами увидеть то, ради чего мы пять дней жарились на солнце, пили холодное пиво, ели шашлыки, мокли в Дону и боялись грозы под ливнем в палатках.
Ребята благодарны вам за это видео, этим летом хотим повторить ваш маршрут.
Если всё будет, как мы задумали, то мы тоже снова пройдём этим маршрутом!