Знаете, есть такая поговорка – со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Обычно так интеллигентно посылают, когда кто-то начинает навязывать свои понятия. Так вот, я недавно узнал, что в «чужом монастыре» иногда полезно и «свой устав» обозначить.
Конец сентября и стоит тёплая солнечная погода. Я еду по красивейшей дороге из Раздорской в Белую Калитву. Еду не спеша. Успеваю глазеть по сторонам и наслаждаться открывающимися видами. Я уже как-то рассказывал о поездке по этой дороге. Подъезжая к станице, с интересным названием – Нижне-Кундрюченская, я увидел, как на солнце блестят купола церкви. А так как дорога проходит как раз через эту станицу, то я решил на несколько минут остановиться и, если повезёт, зайти в церковь.
Бывая здесь в прошлые разы, она всё время была закрыта. Но в этот раз мне повезло. Я смог зайти внутрь. Внутри ни души, кроме бабульки, продающей свечки и церковную атрибутику. Я не религиозен, но бывая в церквях, я не считаю для себя зазорным поставить свечки перед алтарём или иконами. Купил пару свечек и, осматриваясь, пошел к алтарю. Очень люблю, чтобы в церкви никого не было, когда я туда захожу. Ну, или было как можно меньше людей. Всё-таки для меня это очень личное. Тишина, звук моих шагов и потрескивание свечей создают необходимую атмосферу. Поставив свечи, постояв молча я подумал, что хорошо бы, раз уж так получилось, запечатлеть внутреннее убранство. Когда я ещё сюда попаду? Я достал свой смартфон, отключил звук, чтобы дурацкий звук «затвора» при фотографировании не нарушал церковную тишину и покой, и начал фотографировать. Я успел сделать пяток кадров, как вдруг бабулька, сидевшая за прилавком, встрепенулась и вышла ко мне:
— Молодой человек! А Вы что, фотографируете?
— Да. А что?
— У нас можно фотографировать только с благословения батюшки. У нас об этом вон, — кивнув куда-то в сторону входа, — в уставе написано.
Я слегка подофигел от такой заявки. Во-первых, с каких это пор в церкви запретили делать фотографии? Где я только не был, и не только в православных храмах, нигде мне не запрещали ни фотографировать, ни снимать на камеру. Да, иногда разрешение, пардон – благославение, требовалось, если будет происходить профессиональная съемка, с применением световой аппаратуры. Или когда съемка производится в закрытых, не общедоступных, помещениях. Но тут я понимаю. Это без вопросов. Но сфотографировать на смартфон или на фотоаппарат без вспышки – для этого никогда и нигде не требуется разрешения. Даже в Московском Кремле. А тут — на тебе! Какая-то Нижне-Кундрюченская!
Во-вторых, я, находясь в учреждениях культа, стараюсь вести себя подобающим образом. Не ору, песни не пою, не бегаю и не скачу через ограду алтаря, не прикуриваю от свечки и святой водой водку не запиваю, а прихожан ею не обливаю. Я культурный, воспитанный человек. Я даже звук отключил в телефоне. Хотя даже этим звуком я бы сейчас не помешал никому потому, что в церкви никого, кроме меня и этой служки не было. Таким образом, я не нарушал никаких общепринятых норм приличия и морали. По крайней мере, я не знаю, что фотографирование в церкви является нарушением церковных норм или хотя бы просто аморальным поступком.
И в-третьих. Приходя в церковь, я в первую очередь прихожу к Б.гу, а не к батюшке, с его уставом. Б.г дал заветы и ни в одном не написано — «фотографировать в церкви — грех». Так почему тогда этот батюшка запрещает мне делать то, что не запрещает Б.г? К тому же, ведь я не в музее, не на частной территории. Это общественное место. Да, со свойственными ему правилами поведения, но ведь я ничего плохого и не делал (см. пункт выше). Может, тогда еще этот батюшка будет брать деньги за вход?
Не смотря на моё возмущение, я максимально вежливо и доходчиво объяснил этой служке, что понимаю, что она человек подневольный и выполняет распоряжение начальства. Но в тоже время попросил передать этому батюшке, что… и далее по пунктам, о которых вы прочитали выше. После чего молча развернулся и ушел. Того благостного настроения, которое у меня было до начала этого разговора, уже не было. Осталось чувство, как будто тебя после бани, чистого и лёгкого как пушинка, обляпали грязью.
На сколько я знаю, не только я сталкиваюсь с таким в наших церквях. Причем именно в наших. Обязательно найдётся какая-нибудь бабка, которая обязательно скажет, что ты что-то не так делаешь. Нигде, где я бывал, такого нет – ни в буддийских датсанах, ни в армянских и грузинских церквях, ни в мечетях, ни даже в синагоге. Если ты не нарушаешь элементарных общепринятых моральных норм поведения и соблюдаешь культовые нормы, принятые в данном месте, пожалуйста, в остальном можешь быть свободен. Вот теперь мне интересно, я прав? Или всё-таки действительно, каким бы дебильным ни был «монастырский устав», со своим всё равно лучше сидеть дома?