Я за рулем уже почти 8 лет. Не такой уж и большой стаж, но и новичком меня уже считать нельзя. Скажу сразу – я не люблю ездить за рулем. Если есть возможность куда-то добраться пешком, либо без особых пересадок и напрягов на общественном транспорте, я так и делаю. «Зачем ты тогда её покупал?», — спросите Вы.
За руль я сажусь только в том случае, если нужно везти что-то тяжелое, либо ехать нужно туда, куда общественным транспортом либо не доберешься, либо доберешься, но с большим трудом. Либо, если предполагается, что обратный путь, скажем, из кинотеатра домой, с заездом на другой конец города, чтобы проводить свою спутницу, будет происходить уже ночью. Ехать в соседнюю булочную на машине – для меня это абсолютно неприемлемо. Причин такой «любви» к рулю у меня несколько.
Причина 1. Я живу в центре города. Что из этого вытекает? Огромное количество транспорта, и как следствие, отсутствие возможности передвигаться возле дома с приемлемой скоростью. Пешком будет быстрее. А если еще добавить сюда проблему парковки, то все вообще становится на свои места. Дойти от моего дома до Центрального рынка и вернуться обратно пешком или на общественном транспорте проще и быстрее, чем ехать в тот район на машине. Я думаю это всем понятно и комментарии тут, как говорится, излишни. По своим рабочим делам я тоже стараюсь исходить из того, нужно ли мне куда-либо сегодня ехать или нет. Если у моих «дальних» клиентов все в порядке, то в этот день у меня пеший променад по моим «близким» заказчикам. К «дальним» клиентам я стараюсь выбираться уже на машине, планируя свой маршрут исходя из дорожной обстановки и рабочим приоритетам.
Причина 2. Сам процесс вождения в городе меня очень напрягает. Я все время должен быть сосредоточен на управлении машиной и слежением за дорожной обстановкой вокруг. Этот процесс занимает у меня 90% всего моего внимания. Я не курю в машине. Не только потому, что не хочется завонючивать салон (хотя и это тоже), сколько потому, что сигарета мне просто мешает ею управлять. Точно так же, как и телефон. Если я забыл взять с собой блютус, то на звонки за рулем я уже не отвечаю. Телефон меня жутко отвлекает от дороги. Раньше, когда еще у меня были кнопочные телефоны, нажать кнопку ответа было проще. На теперешнем, сенсорном, сделать это во время движения одной рукой еще нужно ухитриться. Да и в любом случае, если я и беру телефон в движении за рулем, то только для того, чтобы извиниться и попросить потерпеть до того момента, когда я доеду до места и остановлюсь. Я думаю это правильно. Те, кто ездит за рулем сами часто наблюдают, как посередине дороги не спеша едет какой-нибудь пепелац, хотя перед ним дорога вполне свободна. И ведь едет же со скоростью около 50 км\ч. То есть и не обгонишь, и тупить за ним уже сил нет. А когда наконец-то удается такого обогнать и посмотреть на это зарульное «нечто», то мы видим, что этот (эта) водитель занят (занята) разговором по телефону. Разговор важнее управления автомобилем! И ведь таких очень много. Вот и приходится учитывать еще и то, что есть категория водителей, которые за рулем заняты не только вождением.
А еще очень много за рулем новичков. Их действия на дороге в движении плохо предсказуемы. Они еще не очень хорошо ощущают габариты своего автомобиля, у них еще плохо развита координация движений во время управления машиной. Я вспоминаю себя в первые полгода за рулем. Для меня тогда каждый выезд в город был подвигом. Если бы было можно, то я бы после каждой поездки для успокоения нервов принимал бы по 50 грамм. Даже вечером, когда дороги становились свободнее, я приезжал в пункт назначения выжатым как лимон. Я понимаю, что опыт вождения сразу не появится, но ведь есть такие, которые только получив права и еще толком не умея управлять автомобилем, сразу лезут в самую гущу. Там, где более опытный водитель смог бы проехать, новичок будет стоять и ждать улучшения обстановки. А это потеря времени другими участниками движения, а иногда и просто создание помехи там, где её могло бы и не быть.
У меня недавно был случай. Разгружаюсь я в самом центре у одного большого офисного центра. Привез технику из ремонта. Ситуация с парковкой очень сложная. Но рядом с моей машиной есть место, куда вполне можно запарковаться, если сделать это задним ходом. И вот, подъезжает мадмуазель на «Гранте» и пытается туда заехать передом. Конечно же у неё ничего не выходит. Задняя часть машины заняла половину единственной проезжей полосы. То есть если она так бросит свою машину, то движение уже будет перекрыто. О чём я ей сообщил и порекомендовал запарковаться задним ходом. На что я услышал, что она не умеет так парковаться! Я поинтересовался, сколько же времени она уже за рулем. И оказалось, что за два года, по её словам, она так и не научилась выполнять маневр, который является одним из обязательных элементов при обучении в автошколе. Я был удивлен и немного напуган тем, что рядом со мной в потоке есть такие плохо обученные водители. Я и для себя, и для Вас не открыл Америку. Понятно, что кто-то водит лучше, кто-то хуже. Но чтобы вот так! Как становится возможным то, что такие водители оказываются на дорогах?! (Не нужно отвечать. Я и сам все прекрасно понимаю. Но от этого не становится радостнее).
Причина 3. Неадекваты. Рассказывать о них? Я думаю Вы сами можете о таких много чего рассказать. Один в наглую щимится в плотном потоке вперед тебя. Другой считает себя шумахером и начинает моргать и гудеть тебе в выхлопную трубу, хотя видно, что дальше следующего светофора он не уедет. А у этого вообще поворотники не включаются, хотя его пепелац стоит дороже моей квартиры. Сломались наверное. К сожалению, чем дороже машина, тем больше вероятность, что за рулем в ней сидит хам. Не будем забывать и о зверском темпераменте молодых людей, а особенно приехавших к нам из республик Северного Кавказа. Я не националист и не расист, но факт остается фактом. Ничем не обоснованная агрессия так и прет у этих молодых пижонов. Когда встал вопрос о том, чтобы выдавать права после полугода обучения в автошколах, я даже обрадовался. А потом понял, что это все равно ничего не даст. Если хам будет назубок знать все правила дорожного движения, он все равно останется хамом. Он просто будет лучше знать, где и за что ему придется платить штраф. По мне, так кроме сдачи экзаменов на знание ПДД, необходимо еще проводить и психологическое тестирование кандидата в водители.
Когда я езжу за рулем, то сталкиваюсь не только с хамами, но и с очень достойными для подражания участниками движения. Один меня пропустил, при выезде из двора на оживленную улицу. Другой ушел вправо, давая мне его обогнать. Третий посигналит и покажет, что у меня, оказывается, задняя дверь не закрыта. Я очень благодарен таким, действительно культурным и ответственным, людям и сам стараюсь больше быть похожим на них. Получать благодарность от других людей, которым ты помог на дороге гораздо приятнее, чем злиться и наказывать хамов. Их в свое время сама жизнь накажет. И вот думая об этом, захотелось, чтобы была такая система, как в интернете, – понравился пост, поставь плюсик. Не понравился, поставь минус. Подрезал тебя автохам – засветил его красненькой лазерной указкой, и у него на счетчике красненькая единичка отрисовалась. Помог человек и я его отблагодарил зелененьким лучиком, а у него зелененькая единичка появилась. Вот и посмотрим, у кого в какую сторону разница получится. И чтобы эта разница прямо рядом с госномером высвечивалась. Тогда сразу будет ясно, какой водитель рядом с тобой едет и чего от него ждать. А там хорошим водителям скажем скидку на бензин сделать или на страховку. А плохим наоборот, поднять цену. Конечно же, это только идея. Понятно, что в техническом плане она никогда не станет явью. Я не знаю, как сделать так, чтобы не было возможности необъективно улучшать или ухудшать «карму» водителя. Или как, к примеру, считать «карму» у автомобилей, за рулем которых ездят разные водители. Но сама суть идеи очень даже нам бы всем помогла.
Все мы разные, независимо от того как и на чем мы передвигаемся по дорогам. Но на дороге особенно ярко проявляется культура и воспитание человека за рулем. Мне бы очень хотелось, чтобы хамства и быдлячества в нашей с вами жизни было как можно меньше. А там глядишь, и на дорогах порядка и культуры станет больше. Ни гвоздя, ни жезла, ни хама!