Начался очередной учебный год. Очередное поколение первоклашек село за парты, чтобы через 11 лет выйти из школы грамотными людьми. Это в идеале. В реальности же всё далеко не так. Опираясь на собственный жизненный опыт, я могу сказать – пик нашей грамотности приходится именно на период окончания школы и поступления в ВУЗ. Потом школьные знания уже не так влияют на наш жизненный успех. В ВУЗе главное не то, как ты грамотно умеешь писать, а то, как усвоил спецкурс. (Если конечно это не филфак, журфак, и тому подобные факультеты, где уметь писать собственно и является спецкурсом.) Чем дальше мы живем, тем всё больше мы забываем то, что в школе мы знали как «Отче наш». (Кто знает «Отче наш»? J ) Понятное дело, что не всем может быть повезло с хорошими учителями. Не каждый хорошо знает химию, физику или биологию. Я не хвастаюсь, а наобор
от очень огорчён, что лично у меня в школе учитель по математике была «не учитель». Потому и сейчас для меня математика – «тёмный лес». Хотя, когда я готовился с хорошим репетитором к экзамену по «вышке» и матану в университете, то даже жуткие интегралы, логарифмы, пределы и матрицы для меня становились ясными и понятными. Но кто из нас в повседневной жизни с ними сталкивается? Другое дело всё же письменная грамотность и умение выразить свои мысли. Поймите меня правильно! Я не сноб и не воинствующий русофил. В моих текстах любой грамотный русист легко обнаружит ошибки в пунктуации. Но не отнять того, что в целом я стараюсь писать грамотно. Кстати, именно ведение блога во многом способствует повышению уровня моей собственной грамотности, и я ч
астенько прошу своих друзей и знакомых, которые посильнее меня в грамматике, прочитать свежий текст на предмет выявления ошибок. А после всегда с благодарностью принимаю их замечания и критику. Для того, чтобы сформировать и грамотно выразить свою мысль, приходится довольно много думать над тем, как эту мысль оформить в письменную форму. Приходится вспоминать школьные уроки Русского языка, правила, исключения. Подбирать синонимы, антонимы. Надо стараться не делать повторений однокоренных слов и пытаться подобрать наиболее яркие по смыслу. Да и в принципе, добиваться удобочитаемости и благозвучия написанного. Думаете это всё ерунда? Отнюдь! Каждый из нас в той или иной степени ежедневно сталкивается с необходимостью писать и читать то, что написали другие. Даже те, кто далёк от этого, всё равно сидят в соцсетях, пишут посты, твиты, камменты и тому подобное. Но, чёрт возьми! Порой ТАКОЕ пишут и ТАК пишут, что просто диву даёшься от уровня (без-) грамотности отдельных персонажей! Эти люди не заморачиваются о таких «мелочах». Их девиз: «Главнае чёбы
была панятна». Мне искренне жаль тех, кто вынужден пытаться понимать этих неучей. И главное, что если таким «грамотеям» попытаться указать на их ошибку, то сразу в ответ получишь что-то типа: «А ты чо — умный? Чо ты миня учешь? Ты жы понил шо я тибе напесал! Вот и атвали! Нефиг на мне самоутверждаться! Как хачу так и буду песать!». В результате делать замечания и указывать на ошибки уже не будешь. Легче про себя поставить «галочку», промолчать и терпеть этот «языковой понос», стараясь максимально быстро дистанцироваться от такого «песаки». Одно дело, когда такой тип влез со своим «говнокамментом» к тебе под пост. А когда с тобой в таком формате общается твой друг или коллега? Приносит такой сотрудник тебе докладную или объяснительную, читаешь её и понимаешь, что ничего не понимаешь. Такое впечатление, что мысль, которую этот автор пытался выразить на бумаге, так и осталась в темнице его головы. А если и родилась, то вылезла на свет божий инвалидкой со сломанным хребтом и свёрнутой шеей. ББррр… меня прямо аж передёргивает! Но хуже другое…
Недавно скачал себе в электрочиталку серию книг одного современного автора. На бумаге эти книги (на сколько мне известно) не выходили и скачать их можно только из электронной библиотеки. Жанр – альтернативная история. Сюжет обычный для этого жанра. Попаданца из двадцать первого века заносит в период начала Великой Отечественной Войны. Там он пытается применить своё знание истории и техники для ускорения нашей Победы. Всё бы ничего. Автор хорошо справляется с историческими фактами, удачно комбинирует их художественным наполнением книги. Сам текст читается вполне легко, если бы не одно НО! На протяжении всей серии книг автору ну никак не даётЬся суффикс –тЬся! Везде! Понимаете? ВЕЗДЕ, где только можно и нельзя, как бельмо на глазу торчит этот «Ь». Где нужно –тся, там будет –тЬся! Каждая книга, в переводе на обычный книжный формат, содержала около 600 страниц. И вот ВСЯ серия из четырёх книг написана с этим охреневшим «Ь» в суффиксе
«–тся»! Ну ладно, книга на бумаге в издательстве не выходила, а значит не проходила через корректора. Но, чёрт возьми, неужели он не давал сначала читать эти книги кому-нибудь, кто бы смог эту элементарную ошибку ему подсказать и исправить? Чем можно было думать, выкладывая свою книгу в интернет, не вычитав её на грамматику? Он что, возомнил себя Львом Толстым? Да и тот, мне кажется, вполне мог попросить кого-то грамотного прочитать «Анну Каренину» перед тем, как нести в издательство рукопись. Сейчас же, в любом текстовом редакторе стоит автопроверка орфографии. Или она была у него принципиально отключена, чтобы не смущать гений автора своей красной волнистой линией под этим злополучным «-тЬся»?! Вот и всё! Хорошо написанная книга, а автор в итоге – кто? Н
еуч? Безграмотный? Вряд ли. Так теперь уже не назовёшь. Всё же историю знает хорошо, книжки же наверняка читал! Но вот как таких грамотных «грамотеев» называть?
Часто, находясь за рулём, я включаю послушать радиостанцию, которая позиционирует себя как «Первое разговорное радио в России». Ведущие этой радиостанции часто поднимают на обсуждение довольно интересные темы. Причем ведут они свои рубрики с позиции агрессивного авторитаризма, проводя в аудиторию своё мнение как исключительно правильное и авторитетное. При этом их собственная речь так и «блещет» англицизмами и жаргонизмами. Да в таких количествах, что порой просто начинаешь балдеть от их «ума» и «просвещённости». Сами посудите. Как должно воспринимать участников программы «Open Space» рассказывающих о трендах и стартапах в промоушене сайкл-дей в фитнесс воркаутах? Это кем же нужно быть, чтобы так цинично издеваться над аудиторией радиостанции, вещающей на всю Россию и позиционирующую себя как «Первое разговорное радио в России»? И это их «Ну, ОК!» в начале каждой фразы в диалоге с приглашённым гостем. Это при том, что на этой же радиостанции, профессора МГУ действительно очень авторитетно, доходчиво и интересно ведут рубрику «Говорите правильно»! Да этих ведущих самих нужно в первую очередь учить говорить правильно. А за каждый «Ну, ОК!» штрафовать или гнать поганой метлой с «Первого разговорного радио России»!
Я не против англицизмов в русской речи, но только в том случае, когда этим словам нет русского аналога (а таких мало). Я не против англицизмов, если они используются в профессиональном жаргоне или в терминологии. Тут без них никуда. Сам так вынужден общаться со своими коллегами, когда дела заходят за компьютеры. Да, я знаю английский язык в достаточной степени, чтобы понять и ответить по-английски без словаря. Но я не буду показывать свою «просвещённость», вворачивая иностранные слова в свою обычную речь. Это, как минимум, не этично и неуважительно по отношению к своему собеседнику. А со стороны так это и просто звучит глупо и смешно. Давайте уважать друг друга! Давайте прислушиваться к тем, кто правильно указывает на ошибки. Этим Вы не будете унижены, а наоборот вырастите в своей грамотности. Быть грамотным человеком, это привилегия, это не каждому дано. Но каждым может быть принято. В грамотности ключ к качеству нашей собственной жизни. И под «качеством жизни» я не имею в виду только деньги. Давайте гордиться умением грамотно говорить и писать на собственном языке!
И еще…
Если глагол отвечает на вопрос что делатЬ? или что сделатЬ? , то писать -тЬся: улыбаться, смеяться.
А если глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?), что делают? (что сделают?) , то это нужно писать -тся: улыбается, смеётся.
Пример: Он (что делает?) стремиТСЯ быть первым, к чему (что делать?) стремиТЬСЯ мне?