1 сентября. Для каждого из нас эта дата в первую очередь символизирует начало учебного года. Школы, гимназии, лицеи, техникумы, училища, институты и университеты оживают. Для подавляющего большинства жителей нашей страны этот день остается в памяти как первый день в первом классе. Первый день на пути к тем знаниям, которыми мы обладаем прямо сейчас. А как много из всего того, что мы учили, пригодилось нам с вами в жизни? Нужно ли нам это было? И главное, для чего же мы учились?
У каждого из нас есть свой ответ на эти вопросы. Кому-то эти знания вообще не пригодились, а кто-то и на пенсии продолжает учиться. Нужно ли учиться в принципе? Я, как и подавляющее большинство, безусловно скажу – нужно! А вот для чего это нужно?, – давайте вдумаемся. Я считаю в этом вопросе и лежит ключ ко всем ответам. Ответив на него, мы сможем понять, что нас ждет в уже совсем недалекой перспективе. И главное, мы сможем понять, что необходимо каждому из нас в этой связи делать.
Что каждому из нас дают знания? В первую очередь, вкупе с особенностями характера человека, возможность занять определенное социальное положение. Получая знания и умея их применить к реальности, мы можем извлечь, тем самым, наибольшую выгоду из различных обстоятельств. Примеров можно приводить множество. Суть в том, какую выгоду мы хотим извлечь. Для себя лично, или для коллектива, или для страны, а может быть вообще для всего человечества? Вы сейчас наверняка улыбнулись с некоторой долей сарказма. Типа, конечно для себя лично! И в условиях нашей с Вами современности Вы будете скорее правы. Но еще каких-то 30 лет назад была кардинально противоположная норма. К чему это я веду?
Еще 30 лет назад, человек поступавший в институт, университет или училище знал КЕМ он будет и ЧТО он будет делать. Строитель шел учиться строить заводы, мосты и Дворцы Культуры. Биолог знал, что его исследования позволят вывести новые сорта сельскохозяйственных культур. Токарь после училища мог спокойно устроиться на завод и быть в почете у коллектива за добросовестный и качественный труд. Человек стремился сделать нечто, чем потом можно было бы гордиться. Чем может быть позже смогли бы гордиться и его потомки. С какой гордостью отец рассказывал сыну, что именно он строил этот великолепный Дворец Культуры, или этот мощный атомный ледокол, а может быть вывел особо урожайный сорт арбуза! А что же сейчас? Огромное количество вроде как высших учебных заведений, которые дают вроде бы образование, выпускают каких-то дипломированных специалистов. И единственный вопрос, который волнует этих дипломированных специалистов – «Сколько я буду зарабатывать с этим дипломом?». Ощутите разницу! Она ошеломляющая! Не «что я буду делать», а « сколько я буду зарабатывать»! И это наша с вами реальность. Это наши с вами будущие врачи, строители, учителя, транспортники, чиновники и военные. И это все с учетом растущей технологизации всех сфер нашей жизни. Кто будет всем этим управлять, кто будет это все чинить, кто сможет все это развивать? Мало того, что качество самого образования, к сожалению, неуклонно падает с уходом старых преподавательских кадров, так еще и качество обучающихся оставляет желать лучшего. Спросите любого преподавателя, проработавшего в сфере образования хотя бы 20-25 лет, и Вам все подтвердят это. Причины этому всем известны. Нет, сейчас тоже есть способные и жадные до знаний студенты, но все же с каждым годом их количество неуклонно снижается. А вслед за этим деградируют и требования к учащимся. То, за что раньше и тройку-то с натяжкой ставили, сейчас принимается как вполне заслуживающее хорошей оценки. Вспомните, когда такое было, чтобы на контрольной разрешали пользоваться рабочими тетрадями и учебниками? Ну так и все равно мало кто знает откуда там взять подсказку! К сожалению это факты из жизни. У меня довольно много знакомых и друзей в преподавательской среде. Благодаря этому мы теперь и сталкиваемся повсеместно с «деятельной безграмотностью». Ведь везде теперь работают эти вчерашние ученики.
В начале 90-х годов, когда наша страна вставала с колен на рельсы рыночной экономики, ходила расхожая фраза – «Если ты такой умный, то почему еще не богатый!». И сколько есть примеров, когда люди практически без образования (и скорее всего благодаря этому) умудрялись сколачивать себе довольно внушительные состояния. Получается, что для высокого социального статуса (по нынешним временам читай – богатства) знания не обязательны?
А к кому же мы пойдем в больницу или поликлинику, не дай Бог что случится? Кто будет проектировать новые самолеты, на которых мы с вами будем летать? Сколько спутников не долетит до орбиты? Кто будет развивать и укреплять обороноспособность страны? Кто будет управлять нашим государством через 10-20 лет? Ну как, вам не страшно? А мне вот как-то не по-себе.
Через несколько дней наступает 1 сентября. Я поведу свою дочку в школу. Как бы ни было тяжело, как бы ни было хлопотно, но в её образование , её знания я должен вложить максимум своего участия и опыта. Ведь именно от этого зависит её возможность в будущем занять высокий социальный статус. И это вопрос не только лично её выживания, не только моя инвестиция в свою спокойную старость, но и вопрос нашей национальной безопасности (как бы это ни громко звучало). В этом и есть наша общая личная роль, которую мы можем и должны играть в развитии нашего общества. Я думаю это нам вполне по силам. А еще нам по силам хотя бы в комментариях писать без орфографических и пунктуационных ошибок.