… о сопромате для геологов.

sopromat6Дело давнее. Третий курс университета. Моя группа, изрядно вычищенная предыдущими сессиями, состоит из почти двадцати студентов. В начале первого семестра мы с удивлением узнаем, что в числе спецпредметов, которые нам будут читать на нашем факультете, есть еще и такие, которые нам будут читать преподаватели и из других факультетов университета.

Философия. Понятное дело, что философия геологу необходима для его дальнейшей профессиональной деятельности так же, как, скажем, геологический молоток. Без базовых познаний в этой области Вам, как геологу, в длительной таёжной экспедиции будет очень сложно сохранить ясность рассудка и трезвость ума. Геологи – народ дикий, нелюдимый. Со своими тараканами в голове. А уж философы самые большие специалисты по разведению этих самых тараканов. Им есть, что посоветовать Вам в деле выращивания своих собственных. Чтобы размеры, цвет, направление и скорость движения строя этих тараканов соответствовали лучшим образцам из их собственной фермы. Шутка юмора конечно, но Вы самиsopromat7 знаете, что в каждой шутке есть доля шутки. И кстати, проверено на себе! Будучи четыре месяца в экспедиции на Колыме, мы больше всего говорили именно на философские темы. Профессиональные и бытовые темы сиюминутные. А вот вечером, у костра, с кружкой чая и сладкими ландориками (это так обычные оладьи там называют), философствовать можно было вечно. Туристы меня точно поймут.

Но вот зачем нам, геологам, нужно было в программу обучения включать еще и такой предмет, как сопромат (Сопротивление материалов), нам тогда было совсем не понятно. Но вскоре наше непонимание было раз и навсегда развеяно.

sopromat8«Я понимаю, что Вам, геологам, сопромат по большому счету не очень-то и нужен. Но знаете, на заре Советской власти, в 20е-30е годы прошлого века, большевики придумали то, чем мы до сих пор еще можем гордиться – тотальную ликвидацию безграмотности. Ликбез. Слышали о таком? Наверняка. Среди трудового народа и тружеников села проводились обязательные просветительские и образовательные мероприятия. Помимо обязательного изучения письменной грамоты и элементарной математики на производстве, в сельских клубах и Домах Культуры проводились научно-популярные лекции и чтения. И, кто бы что ни говорил, но это давало свои результаты. Люди стремились к знаниям, тянулись к науке. Сколько гениальныsopromat9х самородков в различных областях нашей отечественной науки было найдено только благодаря таким ликбезам. Благодаря этой системе в Советском Союзе сложилась своя собственная школа народного образования. А из этого сложилось и эталонное представление об «образованном человеке». «Образованный человек» должен был иметь в своем багаже определенный набор знаний по конкретному перечню общих базовых и специальных профессиональных предметов. Но главное, и в этом есть отличие отечественной школы, он обязан был ориентироваться и в нескольких смежных дисциплинах. Именно на таких специалистах и держится до сих пор всё то, что мы сейчас можем назвать «гордостью России». Весь научный, военно-промышленный, ракетно-космический, sopromat5атомный, энергетический и ресурсо-добывающий потенциал современной России есть результат того самого ликбеза. Давайте я Вам, на уровне этого самого ликбеза, постараюсь рассказать о сопромате. Ведь Вы хотите себя чувствовать действительно «образованными людьми»? Но если уж Вам действительно это будет не интересно, я Вам разрешаю не ходить ко мне на лекции. Тройку я Вам и так поставлю.» — так встретила нас преподаватель по сопромату в одной маленькой аудитории на физико-sopromat1математическом факультете.

Увидев эту пожилую женщину где-нибудь еще, я бы в жизни не подумал, что это преподаватель высочайшего уровня! Да еще и по такому предмету, от названия которого любого студента-технаря бросает в дрожь! Еще моя бабушка мне рассказывала из своей студенческой юности, что «Сдал сопромат – можешь жениться!». Получить зачёт или сдать с первого раза экзамен по сопромату, это как переход на новый уровень, «переступить рубикон» для любого студента. Но, слово было сказано, бояться sopromat2вроде бы уже нечего — тройка так и так гарантирована – послушаем, что нам эта бабулечка с живыми глазами сможет рассказать. Нам, геологам, о САМОМ сопромате!

За ВЕСЬ семестр, НИ ОДИН студент нашей группы НЕ ПРОПУСТИЛ НИ ОДНОЙ ПАРЫ по этому предмету. Приходили послушать сопромат даже те, кто не ходил по болезни на другие предметы. Для нас посещение сопромата было одним из самых любимых и значимых событий. Мы реально ждали эти пары. А сами пары у нас проходили без перемен. Те преподаватели, лекции которых стояли у нас в расписании после сопромата, часто ругались на нас, что мы опаздываем на начало их пар. А все потому, что мы еще и перемену после лекции не могли остановиться от  увлекательного и интересного сопромата.  Были ситуации, когда образовывались окна в расписании и мы, как это могло быть с другими предметами, могли бы профилонить последнюю паsopromat3ру, разбежавшись по домам или засесть в ближайшей пивнушке. Но если это был сопромат, то наша группа в полном составе ждала эту заветную пару. Это было просто какое-то волшебство.

Знаете, когда в преподавателе сочетаются такие качества как увлеченность, знание и умение рассказать о своем предмете, то происходит именно то, что случилось с нами. Когда наша «веселая бабулька», как мы с огромным уважением называли нашу преподавательницу между собой (к сожалению, я не помню её имя и фамилию), начинала рассказывать о чем-то элементарном, что встречается у нас в жизни прямо под носом, облекая это в написанные на доске формулы и эпюры, мы осознавали одну совершенно удивительную вещь – если этот «страшный» сопромат такой легкий и понятный, то для нас вообще не может быть ничего еще чего-то непонятного. Все можно понять! Со всем можно разобраться! И глядя sopromat4на доску в конце занятий, исписанную всю от края до края «непонятными» формулами, выкладками и графиками, мы с удивлением для себя понимали, что эти, на первый взгляд страшные письмена, на самом деле не такие уж и страшные, а наоборот, интересные и понятные. Нужно ли говорить, что все мои одногрупники, даже те, кто не сильно успевал по другим предметам, сопромат сдали исключительно на «отлично».

Я хочу низко поклониться нашей «веселой бабульке», которая рассказывая о «страшном» сопромате, подарила нам еще и ту уверенность в себе, которая помогла нам и дальнейшей учёбе, а потом и в жизни. Для меня же она стала тем преподавателем, который в моей личной «табели о рангах» считается эталоном «идеального учителя».

Loading

Поделиться:

2 комментариев для “… о сопромате для геологов.

  1. Да, сопромат при своей кажущейся сложности на самом деле достаточно прост, вычисления несложные, на уровне 5-6х классов средней школы. Подводные камни составляют воздействия всевозможных сторонних сил (кручения, сжатия, скольжения и т.п. — кто бы мог подумать — а они есть!) помимо известных базовых физических, вот их-то и надо обязательно учитывать при вычислениях. Без них, даже самых маленьких и незаметных, весь расчёт оказывается неверен и студенты вынуждены повторять достаточно громоздкие вычисления, что, собственно, и составляет муторность предмета, которого все так боятся)) А сам по себе предмет достаточно увлекательный — простая с виду вещь, действие на неё сторонних сил и её собственное воздействие на материю описывается математически с использованием простейших формул. У нас, студентов-радиотехников, предмет проходил факультативно и в конце был зачёт по результатам посещаемости лекционного курса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы оставить свой отзыв нужно дополнить картинку парой-тройкой пазлами. Спам, нецензурщина, похабщина, оскорбления и другие проявления низкой культуры поведения жестко караются.WordPress CAPTCHA