Почему бесплатное высшее образование — это зло.

Канал на Яндекс.Дзен «Полный курс счастливой жизни». Автор Елена Галочкина (Facebook).

Почему бесплатное высшее образование — это зло. 20 сентября 2019

Меня тут просили больше писать о Канаде. С удовольствием выполняю эту просьбу. Например, давно обещала вам рассказать, как тут у нас обстоит дело с получением грантов и кредитов на учёбу в университете/колледже. Благо мы с Денисом этот процесс вот недавно прошли с начала и до конца.

Но сначала будет лирическое отступление.

Я считаю, что бесплатное высшее образование – это большое зло. В том виде, как оно есть в бывших советских республиках.

Начальное школьное образование – да, только бесплатно, повсеместно и даже принудительно, если надо. Но высшее образование раздавать бесплатно нельзя ни в коем случае (есть одно исключение, о нём ниже скажу). Особенно людям, общающимся на русском языке, в котором есть замечательное словечко «халява». Оно удивительным образом вобрало в себя столь разные эмоции: вожделение, презрение и обесценивание любого бесплатного дара.

Итак, обоснование моей позиции.

Если первичная грамотность нужна всем поголовно, и может быть освоена почти любым человеком, то профессия, для которой необходимо высшее образование, — это не для всех. Именно потому оно «высшее», а не «начальное». Оно для тех, кто, во-первых, способен его осилить, а во-вторых, на выходе станет специалистом в выбранной профессии (а не просто обладателем диплома).

На первый критерий – могу-ли-я – нас проверит система отбора в вузы. Либо по оценкам в средней школе, как в Канаде, либо ЕГЭ+вступительные экзамены, как в постсоветских странах. Да, вторая коррумпирована, но во многом, как раз, из-за бесплатности высшего образования.

Необходимость заплатить из своего кармана служит дополнительной, проверочной мотивацией. Это своего рода «хочу-ли-я» тратить свои ресурсы на высшее образование, надо ли мне оно? Платить за ненужное? А смысл?..

Настоящая суть высшего образования в постсоветских странах совершенно исказилась и извратилась. Провозгласив его доступность любой условной «кухарке» и сделав бесплатным, советский строй хотел, видимо, сделать как лучше, но получилось, как всегда. И даже хуже.

Бросив клич «Высшее образование для всех!», режим не озаботился тем, чтобы удержать качество и уровень университетского образования на должной высоте. В него, в силу его востребованности и престижности (всем же сразу захотелось из грязи в князи), довольно быстро проникла коррупция. Стало возможным купить всё – от поступления до самого диплома, и то, что между – зачёты, курсовые и экзамены.

А значит, обладателями дипломов становились как те, которые действительно учились, соображали и превращались потом, и правда, в классных спецов, так и те, кому просто был нужен диплом. И что самое обидное – эти самые дипломы у них были одинаковые.

У меня три института за спиной (один брошен на первом курсе, два других окончены с красными дипломами), и я знаю, о чём говорю. Коррупция была везде, где-то по мелочам, а кое-где и по-крупному. А там, где не было коррупции, было попустительство и полнейшее безразличие к репутации вуза и державы в целом. Когда хорошие оценки ставились из какой-то другой мотивации (может, за красивые глаза, или для лучших показателей у кафедры, или ещё для чего), но всё равно незаслуженно.
Были, конечно, островки совести и борьбы за репутацию, но они не могли спасти систему, идущую ко дну.

Отдельной глупейшей вещью было разделение университетского образования и науки, которую зачем-то отправили развиваться в НИИ. Во всём мире студенты имеют возможность участвовать в крупнейших научных исследовательских проектах, менять мир и учиться у Нобелевских лауреатов. Но не на постсоветском пространстве.

Ну да, как же я забыла, у нас ведь особый путь.

Вот и получается, что смысл высшего образования – создание элитных научных и руководящих кадров – оказался выхолощен. А значит, все огромные деньги, которые государство тратит на высшее образование, а жители постсоветских стран оплачивают из своих налогов, вылетают в трубу. А ненужные дипломы пылятся в шкафах и папках отделов кадров.

Да, сейчас из бесплатного образования остались только бюджетные программы, а всё остальное – за деньги. Но это уже не поможет, потому что вся система аморальна сверху донизу. «Блатная» молодёжь за взятки получает хорошие оценки по ЕГЭ и поступает на бюджет. А потом не работает по специальности, да и вообще работает ли, большой вопрос.

Есть, конечно, те, кто учится сам, поступает заслуженно и становится хорошим спецом. Безусловно. Вот я, например. Но они – капля в море. Крупинки мёда в бочке дерьма.

А на Западе ты должен платить денюжки, и немалые, чтобы получить заветную корочку. И за качество навыков выпускников университет отвечает своей репутацией. Накосячит твой студент – улетишь в низ рейтинга. А значит, упадут твои доходы и инвестиции в твои исследования.

И оценки в школе ты не купишь. Единственное, что делают некоторые заботливые родители (у нас в Канаде, про другие страны не знаю), это переводят дитятко в частную школу, но не престижную (где будут драть три шкуры, почище, чем в государственной), а такую… попроще. Очень часто (по случайному совпадению, конечно) это будут школы, основанные выходцами из твоей собственной культуры, где все всё понимают, и даже не надо озвучивать, что ты за свои дензнаки ожидаешь получить хорошие оценки для своего ребёнка. Это и так ясно, мы же в одних университетах там, дома, учились.

А потом происходит непредвиденное. Приходит такой круглый отличник из частной школы со средним баллом в 96% в крутейший вуз и… вылетает после первого курса. Потому что высшее образование в Канаде не продаётся.

То есть, получается – и деньги немалые надо платить, и ещё и учиться не по-детски. Вот это отбор, я понимаю. И именно так и должно быть. Не будет у наших с вами родин никакого экономического успеха, пока система высшего образования не изменится. И не надо тут изобретать ̶в̶е̶л̶о̶с̶и̶п̶е̶д̶ особый путь, всё давно изобретено и хорошо работает.

Теперь к вопросу о справедливости и социальных лифтах. Одарённые самородки из кругов с низким доходом без высшего образования тут не останутся.

Им государство даст кредиты и гранты. Гранты будут подарком, а кредиты придётся отдавать. Но потом – когда закончишь универ и найдёшь работу. Проценты на такие кредиты мизерные (что-то типа 0.75% в год) и начисляться начинают только после получения тобой диплома.

И система устроена так, что часть денег приходит тебе на счёт, и ты сам, своими ручками должен перечислить деньги университету. Так, что, даже если тебе потом эти кредиты простят или почти простят (за что прощают, расскажу во второй части), ты всё равно совершил действие – заплатил за своё обучение и подписал кредитное обязательство.

Реально одарённые дети (со всего мира) могут получить лучшее в мире образование, например, в Гарварде, бесплатно, вне зависимости от дохода их семей. И это логично – у них нет проблем с мотивацией получать образование. Они обычно к моменту поступления в университет уже имеют столько достижений, что им не надо никому доказывать, что деньги налогоплательщиков будут потрачены не зря.

В этом смысле система высшего образования в Канаде меня вполне устраивает. Хотя она не идеальная, конечно.

Но она устроена так, что молодые люди действительно сто раз подумают, идти ли им в университет. И никто тут не получает высшее просто ради диплома (разве что какие-нибудь богатые бездельники, но на них ориентироваться не стоит, да их и немного в общей массе). Слишком дорогая цена получается.

И это правильно!

 15 просмотров всего,  1 сегодня